Открытие 21 марта в 19.00
«Пожалуй, самые непредсказуемые художественные объекты возникают в «зоне пограничья» между архитектурой и другими искусствами. В их ряду особняком стоят рукотворные книги Михаила Карасика — появившиеся в результате взаимопроникновения архитектуры, дизайна, книжной графики, литографии... Творческий метод Михаила близок по духу архитекторам-визионерам, в отличие от которых Карасик не проектирует, а исследует. Предмет исследования, представленный на выставке «Атлантида СССР» — советская довоенная и послевоенная архитектура. Чутьем художника он выбирает самые знаковые объекты разного масштаба, точно передающие ауру золотого века советской эпохи. Среди них — и Вавилонская башня Коммунизма, знаменитый Дворец Советов архитектора Бориса Иофана, и ленинградский конструктивизм, и фрагменты городской среды, и агитационный дизайн... Это следы ушедшей цивилизации, целого мира, которого больше нет. Фрагменты цивилизации по имени Атлантида СССР, изложенные в произведениях Карасика языком нового времени, сохраняют свою суть. Они, как маяки, помечают культурный слой эпохи» / Ирина Коробьина, вступление к каталогу выставки/.
Авторские книги, графические листы и архитектурные оммажи Михаила Карасика — это своего рода «архитектурная археология». Исследуя культурный слой «Атлантиды СССР», автор воссоздает атмосферу 30-х годов ХХ века современным художественным языком. Выставка подобна сложному тексту, в котором много уровней прочтения. Карасик удивляет виртуозным мастерством исторической реконструкции исчезнувшего мира, в котором отражается и судьба архитектурного авангарда, и свобода языка современной графики, и чудо создания уникальной художественной книги. Все работы, представленные на выставке, — произведения последнего десятилетия.
Работы Михаила Карасика находятся в собраниях престижных мировых музеев и библиотек, среди них: Третьяковская галерея и ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва; Государственный Эрмитаж и Русский музей, Санкт-Петербург; Метрополитен музей и Музей современного искусства, Нью-Йорк; Институт искусств, Чикаго; Библиотека Конгресса, Вашингтон; Музей Виктории и Альберта и Британская Библиотека, Лондон; Центр Помпиду и Национальная библиотека, Париж; Кабинет эстампов. Музей изобразительных искусств, Женева; Музей Гутенберга, Майнц; Баварская библиотека, Мюнхен и многие другие.
Советская Атлантида стала темой не только визуальных интерпретаций, но и научных исследований Михаила Карасика. Он является автором известных изданий «Парадная книга Страны Советов» и «Ударная книга советской детворы», а также многочисленных статей, посвященных советской фотографии и книжному дизайну 1920–1930-х годов.