Выставка из музейных фондов. Павел Павлович Кривцов родился в 1943 году в селе Рождественка Белгородской области. Школу закончил в городе Белгороде, тогда и увлекся фотографией. С 1966 по 1981 год работал в молодежной газете «Ленинская смена». С 1981 г. был фотокорреспондентом газеты «Советская Россия», с 1986-го по 1991-й работал в журнале «Огонек», с 1991 года - в журнале «Слово», сотрудничает с журналом «Нескучный сад». Член Союза фотохудожников, участник многих всесоюзных и международных выставок и конкурсов. Награжден золотыми медалями «Интерпрессфото», обладатель призов международных конкурсов «World Press Foto» и «Золотой глаз», лауреат премии Союза журналистов СССР, «Мастер фотографии» (звание, присвоенное Международной гильдией фотомастеров – высший уровень профессионального признания). Автор пяти фотоальбомов: «Русский человек. Век XX», «Ангел вострубил», «Светопись Святого Белогорья», «За трудовую доблесть» и «Святая Русь». Две фотографии Павла Кривцова вошли в сокровищницу мирового фотоискусства, названную экспертами «коллекцией культовых фотографий последних 100 лет, которые демонстрируют горе потери и триумф человеческого духа» - из 40 работ выдающихся фотохудожников.
Как настоящий художник П.П. Кривцов остался верен черно-белой фотографии. Он знает: «…цвет не способен выразить психологию, он передает внешнее. Кроме того, цвет в цветной фотографии – другой, чем в природе, он искусственно усилен. А черно-белая фотография аскетична, и ей дано со временем из документа перерасти в воспоминание, потом в образ и даже символ. В ней есть правда и память…»
Павел Кривцов в своих фотографиях стремится к философскому обобщению – без него фотографию считает бессмысленной. Может, поэтому годы идут, а его фотографии не стареют? Они проникнуты любовью к людям и нацеливают людей на самоосмысление. И порождены эти произведения фотоискусства (искусства писать светом) талантом – «Богом данным талантом» (слова протоиерея Василия Ермакова). Кредо автора: «…забыть о себе. Только тогда делаешься открытым к жизни. Когда я снимаю, то не думаю о выдержке или диафрагме. Я растворяюсь в событии – в счастье, любви или горе. Почему-то считается, что фото – это техническая вещь. А это подарок от Господа – возможность запечатлеть светом».
Выставка «Пушкинский Заповедник в фотографиях Павла Кривцова» - это выставка-ретроспектива. На ней представлены 17 фотографий, которые экспонировались на выставке в Братском корпусе Святогорского монастыря-музея с 23 мая по 1 сентября 1984 г. Но выставка 2013 г. не совсем обычна. 17 фотографий – 17 пейзажей. А фотохудожник Павел Кривцов – мастер фотопортрета, мастер репортажной съемки. О себе он сказал: «Я помешан на людях». А здесь – исключительно пейзаж. Но... Пейзаж этот не так прост, как может показаться. Это пейзаж-ассоциация. Ассоциация автора фотографий, над которой есть смысл задуматься зрителю 21-го века. Нужно внимательно читать подписи под фотографиями – это авторские названия. Дуб в Тригорском – не просто дуб. И не «дуб уединенный» (как мы привыкли), а «старожил времен Пушкина»; усадьба Михайловского – это не просто дорога к дому-музею А.С. Пушкина, а «К дому поэта» и окно, открытое 30 с лишним лет назад в «доме поэта», это «Окно Пушкина» и так далее, и так далее. Современный зритель должен включить свою способность к ассоциативному мышлению, чтобы понять, почему пейзаж со скамьей у пруда это «Ожидание», а пейзаж с ветряной мельницей – «Знак мира и добра».
На выставке также представлены документы из архива Пушкинского Заповедника: акты открытия, передачи и закрытия выставки 1984 г., афиша той выставки, книга отзывов - документы-участники, документы-свидетели. Свидетели и выставки, происходившей в уже прошедшем 20-м веке, и самой истории заповедника.
В целом же, выставка – возможность обратиться к истории Пушкинского Заповедника и приобщиться к искусству художественной фотографии.
В. Елисеева, хранитель фотонегафонда