Проект «POET-IN-RESIDANCE». Алексей Машевский. «Золотые страницы европейской литературы». Январь-май 2013 г.
Курс носит не столько историко-филологический, сколько культурологический характер. Не претендуя на полноту охвата литературных школ и направлений или исследование особенностей поэтики отдельных писателей, автор ставит задачу рассмотрения важнейших литературных памятников прежде всего в двух аспектах. Во-первых, с точки зрения той роли, которую сыграли эти произведения в становлении европейского сознания, как в них отразились ментальные изменения общества определенной эпохи. Во-вторых, с точки зрения тех проблем, тех экзистенциальных вопросов, которые остаются живыми и остро актуальными для нас, несмотря на то, что формулировали их авторы, жившие задолго до возникновения современной потребительской цивилизации. Такой диалектический подход, позволяющий в изменчивости форм видеть базовые свойства человеческой ментальности, дает возможность говорить о непреходящих ценностях, вытекающих из сложной биолого-социально-духовной природы человека.
16 января. Начало в 19.00 «Исповедь» Жан-Жака Руссо. Обсуждается проблема «естественного человека», столь властно определяющего судьбу современной цивилизации. Идеология Руссо во многом повлияла на процессы «оприроживания» большинства социальных институтов нашего общества. Раскрывая особенности психологии человека, Руссо одновременно сводит его природу к чистой имманентности.
30 января. Начало в 19.00 Романтизм в английской поэзии начала XIX века. «Каин» Байрона. В лекции анализируются причины, породившие романтическую «мировую скорбь» и «двоемирие», а также приведшие к «демонизации» романтического героя, стоящего над добром и злом. На примере байроновского «Каина» показывается, как торжество индивидуализма в культуре Нового времени пролагало путь «неогностицизму», связанному в том числе с инфантильностью творческого сознания, не желающего принимать на себя груз «первородной вины» человека.
13 февраля. . Начало в 19.00 Немецкий романтизм. Новеллы Гофмана. В лекции рассказывается об особенностях немецкого романтизма. Рассматривается творчество Гофмана, новеллы которого отличает сочетание тонкой иронии и лиризма. Человек, живущий в пошлой обыденности, может одновременно путешествовать по самым экзотическим странам, то ли сочиненным его фантазией, то ли действительно существующим в какой-то параллельной вселенной.
27 февраля. Начало в 19.00 Гете и его «Фауст». Лекция посвящена творчеству Гете и его трагедии «Фауст». Великий поэт ставит перед собой многотрудную задачу «антроподицеи» (оправдания человека) в эпоху, когда несостоятельность просветительских надежд на совершенство человеческого разума, на гармоничность естественного чувства заставляет искать ответа на вопрос: а есть ли в природе людей хоть что-то, заслуживающее восхищения, искупающее нас в глазах Высшего Судии?
13 марта. Начало в 19.00 Реализм Бальзака и Стендаля. «Человеческая комедия» и «Красное и черное». Проблемы реалистического метода обсуждаются на примере творчества Бальзака и Стендаля. Предпринятая Бальзаком небывалая в истории эстетики попытка рассматривать литературное произведение как своеобразное «научное» исследование общества, привела к появлению «Человеческой комедии». Ее эпическая широта не может, однако, заслонить того факта, что из повествования о жизни типического персонажа ушла какая-либо экзистенциальная проблематика. Герой Стендаля, сохраняющий внутреннюю «романтическую» свободу от детерминирующих человека социальных обстоятельств, в силу этого оказался куда более жизненным и убедительным.
17 апреля. Начало в 19.00 Реализм в позднем творчестве Пушкина. Прослеживаются противоречия, с которыми в начале 30-х годов XIX века столкнулся Пушкин, открывший реалистический метод (названный им «поэзией действительности»). От «Евгения Онегина» и стихотворения «Герой» к «Маленьким трагедиям» и сказкам и, наконец, к великим стихам Каменноостровского цикла Пушкин исследует проблему обусловленности человека и его свободы.
22 мая. Начало в 19.00 Гоголь. Петербургские повести. Лекция посвящена проблематике творчества Гоголя, подхватывающего центральную для XIX века тему «маленького человека», живущего своими бытовыми, утилитарными интересами, погруженного в стихию пошлости, лишенного духовных перспектив. Человеческая бытийность оказывается плененной бытом, но и в бытовой обусловленности продолжают действовать потребность в любви, в творчестве, в понимании.