ПРОТЕСТ ХУДОЖНИКА ТИМОФЕЯ СМИРНОВА
Даты экспозиции: 18.02.2013 до 07.03.2013
В программе: презентация каталога – Тимофей Смирнов. «МЕРА ЦЕННОСТИ»,
выставка живописи и графики художника.
«Если деньги для человечества - земное воплощение красоты, это не означает, что другой красоты не бывает. Я протестую против культа вещи. Картина не эквивалент ценным бумагам. И хоть она и вещь, но не лопата, ею ничего не сделаешь, она для души и ума» - декларирует художник Тимофей Смирнов.
Каталог представляет собой альбом размером 24,5х24,5 см, состоящий из 50 страниц иллюстраций и текста. В каталоге опубликованы две серии работ, озаглавленные автором как «Проект НЗ» и «Бешеные деньги».
«Проект НЗ». Отринем банальную ассоциацию - неприкосновенный запас – и обратимся к автору: «Я и сам не знаю, что такое НЗ. НЕ ЗНАЮ. Н.З. Но именно эти Н – НО; НЕ; НА; Насколько и Несколько, но не неприкосновенные, и З – знания, запасы, заметки, заветы, загадки, выходящие и выплывающие из нашей общей культурной памяти, стали темой моих работ. Они же и становятся в моей транскрипции Мерой ценности сущего, так как обеспечены той самой «культурной» валютой времени и безвременья.
Множество литературных и историко-культурных ассоциаций, напоминаний и недомолвок, заключенных в изобразительном строе картин, рассчитано на развитое интеллектуальное восприятие зрителя, готового принять участие, подхватить и продолжить предложенную мною тему, ход безмолвных рассуждений.
Это значит, что сущность моих образов – в прошедшем времени, так как наличное складывается из того, что уже есть – из прошлого и воспоминаний.
Поскольку воспоминания индивидуальны, название моих работ либо подчеркивает «индивидуальность» и интимность образа, либо «социализирует» образ, делает его общезначимым. И пусть мне подсказала этот тезис моя ориентированность на поэтическую метафору, которая действует окольными путями, с помощью намеков или параллелей, но именно она (метафора) – как это делает всякий поэтический язык – донесла до меня нечто из области, лежащей за пределами поверхностного сознания».
«Бешеные деньги» (Выставка в Галерее «Файн Арт» в 2011). На пути своего развития человечество переживало разные эпохи – Возрождения, Просвещения, Научно-технической революции и т.д. Сейчас век потребления, мир как один ПОТРЕБИТЕЛЬ – огромный рот и хватающие руки. Соответственно ценность практически всего, что окружает нас, мы привычно измеряем деньгами.
Итак, деньги – привычка для человека. Поэтому автор, желая помочь человечеству найти привычную меру всего действительно великого, что оно создало в нематериальной сфере – культуре, искусстве, и предлагает свою меру ценности - утопические "деньги", такие же абстрактные, как и те, которые, как нам обещают, обеспечены золотым запасом.
Автор рассуждает: «Рассматривая «формальные» свойства денег, мы видим, что на купюрах изображены «странные» люди и «странные» же объекты. Какое отношение имеет Вашингтон к доллару, а Хабаровск — к пятитысячной купюре? В моем проекте нет изображений ни Вашингтона, ни Франклина. Вместо них композиторы, политики, не имеющие вовсе никакого отношения к валютам. Ценность моих денег обеспечивается другим золотым запасом. Это «другое» золото - нематериально.
Мы перестали разделять Сейчас, картины превращаются всего лишь в ликвидное вложение денег. Искусство вне добра и зла, оно над реальностью, вне сознания».
Ирина Филатова