НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Пантеизм с человеческим лицом. Персональная выставка Андрея Сафрыгина

c 20 февраля по 7 марта 2013Санкт-Петербург
Пантеизм с человеческим лицом. Персональная выставка Андрея Сафрыгина
Пантеизм с человеческим лицом. Персональная выставка Андрея Сафрыгина
Пантеизм с человеческим лицом. Персональная выставка Андрея Сафрыгина
Пантеизм с человеческим лицом. Персональная выставка Андрея Сафрыгина
Пантеизм с человеческим лицом. Персональная выставка Андрея Сафрыгина
Андрей Сафрыгин

«Пантеизм с человеческим лицом»

Персональная выставка (живопись, графика, объекты)

20 февраля - 7 марта 2013 г.

Музей А.А Ахматовой (Малый выставочный зал)

Тексты о художниках обычно пишутся по сценарию, соответствующему дедуктивному методу - от общего к частному, от обобщающих характеристик к деталям. В нашем случае хочется пойти скорее индуктивным путем - от частного к общему, от технических приемов к поэтике. Почему? Да потому что творческая логика художника, о котором пойдет речь, именно так и устроена. Но об этом позже, соблюдем интригу (тут можно поставить смайлик).

Знатокам «артистической кухни» художник дает богатую пищу для размышлений и изысканий, учитывая все многообразие используемых им техник и форматов. Тут и большие композиции на холсте маслом, и миниатюрные рисунки, цветовые акценты или монохромные объемы на которых часто доведены красками, и авторские трансформации классических техник графики и гравюры. В частности, обращаясь к монотипии, художник получает единственный отпечаток, не прибегая к станку, а рисуя по изнаночной стороне листа, наложенного на гладкую поверхность со слоем масляной краски. В результате на другой стороне отпечатывается изображение, еще более ручное и уникальное. Другая излюбленная хитрость Андрея – аккротаж. Рисунок процарапывается иголкой по глянцевой бумаге, затем при помощи кисточки наносится масло, краска остается в процарапанных линиях, а излишки снимаются, где и сколько нужно, что позволяет добиться одновременно и четкости рисунка, и разной глубины и насыщенности фона. Но и тут художник пошел дальше и стал наносить аккротажные рисунки на уже готовую полиграфическую продукцию и рекламные буклеты. Типографская краска ложится слоями, поэтому, процарапывая бороздки разной глубины, художник получает штрихи различных цветов. Обращается он и к редкому пока у нас методу рисования зентангл (перевести можно примерно как дзен-узел), используемому в арт-терапии. Он заключается в медитативном заполнении пространства сложным орнаментом из простых линий и закорючек. Эта причудливая вязь, перенесенная с полей тетрадок и блокнотов на регулярное поле изображения, позволяет передавать и эмоции, и архетипические образы. А забавные фигурки, которые автор делает из проволоки, могут работать самостоятельно, создавать интересные теневые эффекты при использовании источника света, а порой внедряются в живописное полотно, заселяя и обживая его, как дом, и делая трехмерным. Фактурность картинам Андрея Сафрыгина придает и использованием полимеров, которыми он формирует пастозные фигуры, знаки и выделенные границы живописных сегментов.

В методике работы над пластикой образов и системе мотивов художника чувствуется влияние учителя. Вячеслав Борисович Шрага оказался для Андрея не только наставником, но и единомышленником, автором мировоззренчески близким. Хотя, конечно же, ученик, отдавая дань уважения старшим, создает художественный мир по собственным законам. Главное качество его творчества – это динамика. В этом смысле его живопись более театральна, выстроена по принципам актерской игры, сценической, кинематографической или даже анимационной режиссуры. Художник не останавливает мгновение, как фотограф, а подчеркивает потенцию к движению. Его герои не позируют, а взаимодействуют между собой, и их отношения, выраженные в многогранной психофизике действия, становятся посылом, направленным к зрителю. Обращение к авангардной традиции ХХ века в работах художника смягчено и очеловечено романтической позицией, которую он занимает по отношению к мироустройству. Как мечтатель автор идеализирует мир, однако не созерцает его со стороны и строит воздушные замки, а смотрит изнутри с изрядной толикой юмора, чувство которого у художника весьма развито, но при этом чрезвычайно добродушно. Формальный эксперимент, идущий от Пикассо и Брака, трансформирован здесь в праздничность калейдоскопа. Целостность не разбивается, а собирается из фрагментов. Кусочки мира складываются не по принципу дробной мозаики, а скорее подобно витражу с крупными мазками цветных стекол, сквозь которые струится внутренний свет. Цветовая гамма даже в холодной части спектра оказывается настроенной мажорно. Чувствующая отсылка к шагаловской афористичности разворачивается в притчу, замаскированную под житейскую ситуацию, забавный случай или анекдот. В работах художника всегда есть история с четко означенным смысловым пуантом и системой персонажей.

Художественный мир Андрея Сафрыгина, действительно, густо населен. В центре - художник и его модели. А вокруг гуляют, сидят в кафе, посещают вернисажи, собирают черешни, влюбляются и целуются, пируют, засыпают и просыпаются. И не только люди, но и кошки, бараны, лошади, даже страусы, наравне в людьми участвующие в общем забеге. Все населяющие его произведения создания: земные, небесные и кишащие твари морские – все одинаково ценны, вписаны в миропорядок и создают единство всего сущего. От частных явлений и случаев художник идет к универсальным закономерностям, индуктивным путем подводит к пантеистической картине Вселенной, которая и есть Бог. Вселенная, нарисованная Андреем Сафрыгиным, устроена гармонично. Управляющие ей ангелы играют в шахматы, на случай дождя у всех есть зонтики, а все прочие случайности закономерны и безопасны. Эта гармония не вынесена в высшие сферы, а приближена к человеку. Ангелы летят с сумками по делам и магазинам, а Всеобщий Закон парадоксально воплощается в антропоморфной форме – в виде дяденьке в шляпе и шарфе, отставившем на соседнее облачко свою чашку и наблюдающем из небесных просветов за всем миром в целом и конкретно за девочкой, принесшей на подпись дневник с отметками. Хотя, в принципе, все предъявляют ему жизненный дневник на проверку. Получается пантеизм с человеческим лицом. А чаша и рыба выступают как узнаваемая религиозная символика. Но явственнее всего глобальная гармония воплощается в образах музыки. Большую часть населения этого мира составляют музыканты, разбросанные по картинам. Трубачи, барабанщики, пианисты… Музыка здесь состоит из мотивов простых, но мелодичных. Это не строгий симфонический оркестр, а скорее разношерстный, но слаженный джаз-бэнд, в котором гитарист похож на маленькую обезьянку. Так, хоть и ненадолго, художник позволяет современному человеку, запуганному повседневными реалиями, вернуть утерянное ощущения мира, где царят добро и любовь.

Артем Магалашвили, куратор выставки

www.museum.ru/N48254
Ваше мнение »»

»»Государственный литературно-мемориальный музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме
Адрес:город Санкт-Петербург, Литейный пр., 53 (под арку)
Проезд:См. здесь
Телефоны:(812) 272-22-11, 579-72-39 (заказ экс.)
сайт:akhmatova.spb.ru/
EMail:,


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 21.02.2024  x    ?  


Мастер Репин. Эпизоды из жизни учителя и учеников

Картина Отто ван Вена "Поклонения волхвов" пополнила коллекцию Пушкинского музея

Выставка «И трубы их медные славу поют» в Бородинской панораме

Новые загадки картин Леонардо да Винчи

Выставка "Анна Голубкина. К 160-летию со дня рождения" в Русском музее

Одушевить нежными цветами: цветочная роспись на фарфоровых изделиях мастерской князя Н.Б. Юсупова

Выставка «Герои и прототипы» в Доме-музее М.Ю. Лермонтова

К Международному дню родного языка. Программа Музея славянской письменности "Слово" на ВДНХ

Выставка "Иран: взгляд сквозь тысячелетия"

"Совремённость Павла Кондратьева": выставка живописи, графики в Музее Анны Ахматовой

Выставка «Театр Надежды Ламановой»

Конкурс малых архитектурных форм и городской скульптуры «Город мастеров» в АРТМУЗЕ

Выставка «Великая повседневность. Северная крестьянская утварь» в Архангельских Гостиных дворах

В бою и на параде. Шедевры защитного вооружения из собрания Государственного Эрмитажа

Выставка «Цветы, плоды и музыкальные инструменты в итальянской живописи эпохи барокко»

Евгения Буравлева. Малая родина

Выставка "И близких всех душа не позабудет..."

Фритьоф Нансен в фотографиях. Редкие кадры экспедиции Нансена в Арктику

Выставка «Александр Иванович Опарин. Ученый и человек»

XХX Царскосельская научная конференция "Отечество нам Царское Село! Резиденция и город"

Выставка «Слава и гордость земли иркутской»

Персональная выставка Зои Гавшинской «Мир полон звуков…»

Выставка «“Не верь глазам своим”. Иллюзии в искусстве» из собрания Государственного Эрмитажа

Мандала. Выставка Юлии Федотовой во Всероссийском музее декоративного искусства

Выставка "Древний Египет. Искусство бессмертия" из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина во Владивостоке

Братья Чернецовы. Художники и путешественники

Выставка «Образы и судьбы» Виталия Боровика в Музейно-выставочном комплексе РАХ

Salon de 4ceramics

Выставка "Дикая природа Бразилии" в Русском музее фотографии

Курсы повышения квалификации в Российском этнографическом музее в 2024 году

Выставка «Сокровища полковых музеев» в Государственном историческом музее

Мама Дома. Колыбельные

Выставочный проект «Путешествие на Восток» в РОСФОТО


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru