Нет, речь здесь пойдет ни о выставке кошек, собак, коров, лошадей, попугайчиков или нутрий. Выставка, носящая название "Старые сказки, милые дети, забавные звери", открывшаяся в Саратовском государственном художественном музее имени А. Н. Радищева, представляет художественное воплощение "наших братьев меньших" в живописи, графике, мелкой пластике. Думается, что потребность в подобной выставке возникла давно и не случайно. Ведь животных любят дети и взрослые, мужчины и женщины, европейцы и жители американского континента, а их воплощение в произведениях искусства позволяет говорить об истории искусства, стилях, художественном мастерстве.
В основе концепции выставки – уникальные произведения декоративно-прикладного искусства, книжной графики, живописных произведений, в образной системе которых главное место занимает какое-либо животное.
Она, безусловно, интересна, хотя бы потому, что ничего подобного ранее музей не показывал, и потому, наверное, что теснее, чем остальные выставки, связана с реальностью: ведь животные на протяжении веков были, есть и остаются неотъемлемой частью человеческой жизни.
Едва мы
Чуть-чуть обогнали мартышку,
К высотам прогресса направив шаги, -
За нами сейчас же
Помчались вприпрыжку
Мордочка, хвост и четыре ноги (Б. Заходер).
Или: "Животные приходят, когда их окликают по имени. Почти как люди" (Л. Витгенштейн).
История взаимосвязей человека и животного насчитывает около 170 тысяч лет, и эти отношения претерпели за этот период значительные изменения. В эпоху палеолита, древнего каменного века, который длился свыше 150 тысяч лет и закончился 12 - 14 тысяч лет назад, человек только истреблял животных, так как только охота была средством его существования.
В эпоху мезолита, когда человек перешел к оседлому образу жизни, он получил возможность приручать животных. Первой была приручена собака, затем коза, позже корова, и только семь тысяч лет назад – кошка. История доместикации охватывает 10-12 тысяч лет, и за это время произошли кардинальные изменения в обществе и в искусстве. Уже в конце палеолита человек начинает изображать животных в мелкой скульптуре наряду с условными "палеолитическими венерами". Поэтому не будет преувеличением сказать, что с образами животных связано само происхождение изобразительного искусства. Это объясняется тем, что первобытному человеку, находящемуся на ступени охотничьих и рыболовных народов, прежде всего бросался в глаза мир животных, с которым приходится вести постоянную борьбу, а не мир растений или пещерного быта, и поэтому художественные изображения животных появляются на самой начальной ступени человеческой цивилизации.
К эпохе позднего палеолита относятся первые рисованные изображения животных, найденных на территории Франции и Испании: Альтамира, Ла Мут, Ла Мадлен, Труа Фрер. Это полные жизни и движения фигуры крупных животных, являвшихся основными объектами охоты (зубров, лошадей, оленей, мамонтов, хищных зверей и др.) Изображения людей, жанровые сцены появятся позднее – в эпохе мезолита и неолита. И в дальнейшем на протяжении веков и различных цивилизаций животные органично входят в самые разнообразные произведения живописи, графики, скульптуры. До нас дошли барельефы собак, львов, быков и лошадей древней Ассирии, барельефы и фрески с собаками, кошками, ибисами, крокодилами, павианами, змеями, шакалами, соколами Древнего Египта, керамика с рисунками собак и лошадей Древней Греции и Древнего Рима, скульптурные изображения ягуаров, змей и других животных у ацтеков и майя. Высочайшего уровня достигло изображение животных в Древнем Китае. У европейской аристократии интерес к анималистическому жанру появился в эпоху Возрождения. С тех времен вплоть до ХХ века на многих портретах человек изображался с животным, к которому он был привязан - лошадью, собакой, кошкой. Картины кисти таких известных художников, как Паоло Веронезе, Жан-Батист Удри, Ван Дейк, Гейнсборо, Тициан, Антонио Моро, Розальба Каррьера, Джордж Стаббс, Анри-Франсуа Ризенер и многих других, запечатлевших людей с их животными-любимцами, - хоть эти художники никогда не позиционировали себя как анималисты, - входят в коллекцию шедевров мировой живописи.
В мифологическом сознании животные выступают как один из вариантов осмысления реальности, на основе которого, собственно, и составлялись древние мифы и сказки. Животные в мифологии – способ объяснения человеком самого себя и окружающей природы. Мифологическая персонификация себя в природе положило начало тотемическим мифам, когда покровителем племени было определенное животное – тотем, а защитники-предки обычно были представлены конкретными животными. Элемент анимализма здесь возникает в связи с промыслом, верованиями, духами-покровителями. В мифах некоторых народов многие животные участвуют в мироустройстве, что также является одной из причин, что в древнейших памятниках изобразительного искусства животные являются основным объектом изображений. Русские народные сказки нашли отражения в таких произведениях как скульптурная группа "Иванушка-дурачок и Конёк-горбунок" (1920-1928 гг. Автор В. В. Кузнецов, ЛФЗ); статуэтка "Иванушка на кобылице". (Модель 1970-х гг. Дулевский фарфоровый завод), композиции "Снесла курочка яичко". (Модель 1960-х гг. Дмитровский фарфоровый завод). Каждое из произведений – отдельное сказочное повествование, нетекстовое, а объемное воплощение широко известного сюжета и блистательное мастерство скульптора.
С этой точки зрения открывшаяся в музее выставка "Старые сказки, милые дети, забавные звери" как бы концентрирует и продолжает все сказанное, но одновременно представляет совершенно особый этап в развитии советского искусства. Время создания произведений – 1950-1960-е годы. Отметим, что в это же время получает переоформление издательство детской литературы: из ДЕТГИЗа - Детским государственным издательством он делается отдельным издательством "Детская литература". С 1950 года в программу филологических факультетов ВУЗов вводится курс "Детская литература". Перечисленные факты имели определенные социально-исторические предпосылки: совсем недавно закончилась война, стала налаживаться жизнь, и общество обратилось к детям и миру детства ради того будущего, в которое оно верило. Следствием этого становится книжный бум литературы для детей. Детская книга становится не только своеобразным произведением искусства, в ней таковым становится каждая страница, обложка, форзацы. Примером этого может быть альбомная книга "Русские народные сказки" с иллюстрациями Юрия Васнецова и иллюстрации Е. Чарушина к его собственным произведениям.
Не случайно в эти же годы складывается определенное направление в декоративно-прикладном искусстве. С 1950-х до начала 1980-х годов одним из важных направлений в фарфоровой пластике становится изображение животных. Основная функция этих вещей - декоративная, но общеизвестно, что дети любопытны от природы, их интересует любое живое существо, и в воспитательно-просветительском процессе очень важно помочь ребёнку освоиться в окружающем его мире. И таким образом, кроме эстетической функции, скульптурные изображения выполняли еще функцию просветительско-воспитательную. А. Д. Бржезицкая "Девочка с колли" (1980-е), П. П. Веселов "Белка" (1964), М. А. Моцак "Лань с детенышем" (1970-е), М. А. Моцак "Котенок", Е. Гуревич "Щенок", Е. Г. Морозова-Эккерт "Гуси" (1960-е), П. П. Веселов "Казарка" (1978), Н. П. Пустыгин "Аист с лягушкой" (1967), Е. И Чарушин "Заяц с морковкой" (1950), Е. Г. Морозова (Эккерт) "Пасущийся теленок" (1950-е) и многое другое. Список может быть продолжен до бесконечности. Перечисленные произведения соседствуют со скульптурными группами на сказочные сюжеты "Несет меня лиса", "Иванушка и Конек-Горбунок", выполненные мастерами Ленинградского фарфорового завода. Наряду с фарфоровой пластикой советского времени на выставке представлены произведения польского, немецкого, датского, дореволюционного русского декоративно-прикладного искусства XIX-XX веков, раскрывающие в отдельных, знаковых экспонатах, универсализм темы.
И еще одно. 1950 - 1960-е годы – время получения первых отдельных квартир, выезд многих семей из бараков, возможность улучшить, собственную жизнь. Квартиры строились по типовому проекту, столь же однообразной была мебель. Украшение квартиры мелкой пластикой было способом проявить индивидуальность, показать особенности собственного вкуса и просто показать ребенку красивую вещь, на образе которой можно рассказать сказку.
Выставка представляет также разнообразие художественных стилей в фарфоре от классицизма до модерна, убедительно показывая, как далеко пластика XIX-XX века ушла от своей прародительницы – скульптурных изображений животных эпохи позднего палеолита. При этом каждый экспонат включает в себя целую вселенную – материал и технику изготовления, пластическое решение, эпоху, стиль и, наконец, трактовку художественного образа.
И, в самом деле что может быть трогательнее и беззащитнее пасущегося или лежащего жеребенка или теленка, очаровательнее играющих котят и щенков? Универсальность образов и разнообразие стилей составляют ключевой мотив выставки, ее неповторимость и привлекательность.
Выставка продолжает цикл небольших тематических экспозиций, которые представляют преимущественно декоративно-прикладное искусство, которое фактически ни ранее, ни позднее не будет показано публике, таким образом, исполняя мечту каждого музейщика и посетителя об открытых фондах.
Надежда Гришина