С 24 января по 3 марта 2013 года в Саратовском государственном художественном музее имени А.Н. Радищева (ул. Первомайская, 75) будет проходить выставка "Россия-Германия: на перекрестке культур". Живопись. Рисунок. Гравюра. Декоративно-прикладное искусство. Произведения XV-начала XX вв. из фондов Радищевского музея.
Выставка приурочена к перекрестному году России в Германии и Германии в России. Проект поддержан Посольством Федеративной республики Германия.
Музейная коллекция немецкого искусства - одна из самых значительных в музее, и, тем, не менее, она никогда не показывалась в полном составе. На выставке будут экспонироваться более 200 работ – живопись, рисунок, гравюра, фарфор, коллекционная немецкая "пивная" керамика. Также будут представлены работы российских художников немецкого происхождения и русских мастеров, на которых оказало влияние искусство Германии.
Самое раннее живописное произведение – двусторонняя створка "Благовещение" и "Рождество Богородицы". Она была выполнена нюрнбергским мастером в середине XV столетия для центрального алтаря одного из католических храмов, до революции находилась в собрании князя П.П. Вяземского.
Большинство представленных на выставке экспонатов зрители увидят впервые.
Несколько картин специально были привезены из Балаковского филиала музея, в том числе элегантный "Женский портрет" Юлиуса Шольца (1825-1883), пейзаж "Жатва в окрестностях Дюссельдорфа" Эжена Дюккера (1841-1916), портрет "Девочка с цветами" Карла Лемоха.
Впервые будут выставляться две картины именитых мастеров XX века: экспрессивный "Пейзаж. Половодье" мюнхенского живописца Юлиуса Зейлера (1873-1955) и "Люди не узнают об этом" Макса Эрнста (1891-1976), основателя первого объединения дадаистов Германии, одного из лидеров эстетики "новой вещественности". Работа из собрания Радищевского музея выполнена на картоне темперой и гуашью. Живописный вариант этой композиции, датируемый 1923 годом, находится в Лондонской галерее Тейт.
В зале графики посетителей ждет встреча с рисунками немецких мастеров трех столетий, среди которых – Иоганн Матиас Кагер (1575-1634), Вильгельм Каульбах (1804-1874), Каспар Давид Фридрих (1774-1840). Настоящее открытие выставки – рисунки классика советского искусства Федора Богородского (1895-1959).
Они созданы по впечатлениям от поездки в Германию в 1928-1930 годах в стиле немецкого экспрессионизма и показывают сторону творчества Федора Богородского, неизвестную широкой публике.
В музейном собрании более 200 гравюр немецких мастеров. Зрители увидят самые ценные экспонаты – листы с досок Альбрехта Дюрера (1471-1528), Ханса Бальдунга Грина (1484-1545), Ханса Зебальда Бехама (1500-1550), Мартина Шонгауэра (1445/50-1491) и других художников Северного Возрождения.
Широко представлен коллекционный немецкий фарфор XVIII-XIX веков. Несомненным успехом у посетителей всегда пользуется изящная саксонская посуда, а также фарфоровые статуэтки с изображением занимательных бытовых сюжетов.
Особое внимание зрителей привлекают самобытные предметы немецкого "питейного" фаянса – пивные кувшины и кружки XVII-начала ХX вв., украшенные назидательными сценками из жизни бюргеров, а также иллюстрациями к евангельским сюжетам.
Продолжением этой выставки, занимающей три зала, является экспозиция "Немецкие издания XVII - начала XX в. из собрания Радищевского музея". Посетители впервые увидят памятники книжного искусства XVII – XVIII вв. на готике и латинском языке с оригинальными гравюрами, подарочные большеформатные и миниатюрные издания XIX - начала XX в., а также серийные издания по искусству лейпцигского издательства "Фельхаген и Класинг".
Выставка, демонстрирующая богатство музейных фондов, несомненно, будет интересна широкому кругу зрителей.
Савицкая Татьяна Евгеньевна,
заведующая отделом зарубежного искусства