Приглашаем Вас на открытие выставки литографии
Анатолия Каплана "Ленинград", посвященной 110-летию со дня рождения художника и приуроченной ко Дню снятия блокады Ленинграда.
23 января - 3 марта 2013 года.
Вернисаж состоится 23 января 2013 года в 17.00 в Новом выставочном зале
На протяжении почти двадцати лет День снятия блокады Ленинграда (27 января) отмечается в календаре государственных праздников как День воинской славы. Это - победа, сыгравшая "решающую роль в истории России, в которой российские войска снискали себе почет и уважение современников и благодарную память потомков".
В честь знаменательной даты в Музее городской скульптуры открывается выставка литографий выдающегося графика XX века Анатолия Львовича Каплана (1903-1980) "Ленинград". Выставка объединяет работы художника, выполненные в 1944-1956 гг., посвященные нашему городу. Мы встречаем А.Л. Каплана уже зрелым и более свободным мастером, применившим весь свой опыт в литографском искусстве к новой теме.
А.Л. Каплан всегда рассматривался как художник ленинградской графической школы. Всю сознательную жизнь он провел в Ленинграде, - и это видно в его творчестве. "Рукой художника руководило чувство гражданина, страдавшего за наш город, любящего свою прекрасную, великую Родину Потому эти ленинградские литографии убедительны и цельны по замыслу" (В. Конашевич).
Представленная на выставке серия графических листов чрезвычайно сдержанна по краскам - автор делает их большей частью однотонными, черно-белыми. В Ленинграде литография была одной из самых любимых техник, но многокрасочность тут не нужна - она противопоказана тому содержанию, какое заключено в эстампах.
Блокадные циклы литографий "Ленинград в дни блокады" и "Ленинград после блокады" (1944-1956) созданы А.Л. Капланом по личным впечатлениям. В самые тяжелые первые месяцы войны до весны 1942 года Каплан жил и работал в осажденном Ленинграде. Вернувшись из эвакуации с Урала в 1944 г. он сразу обратился в своем творчестве к изображению любимого, израненного Ленинграда, города, постепенно переходящего к мирной повседневной жизни: "Восстановление дома", "Ремонт троллейбусных проводов", "Ремонт здания Конюшен", "Варят асфальт", "Памятник Николаю I на Исаакиевской площади". Художник называет свои произведения нарочито просто и буднично, подчеркивая тем самым необходимость каждодневной работы по восстановлению города, его памятников, зданий, улиц, набережных.
"Отсутствие оригинальности в сюжетах не лишили оригинальности саму серию "Ленинград". Правда, особливость этих листов как единого целого ощущается, наверное, сегодня острее, чем в конце сороковых, в пору, когда естественное и благородное воодушевление еще объединяло людей, несмотря на наступающее лихолетье. Ныне же, нетрудно увидеть, как далека каплановская печальная сказка о Ленинграде от официальных патриотических картинок" (М.Герман).
Облик города, который на протяжении своей истории неисчислимое множество раз был предметом изображения в искусстве, художник сумел увидеть по своему, свежим взглядом, сумел открыть в нем иные, сравнительно с предшественниками, никем ранее не замеченные черты. "У Каплана свой Ленинград - не совсем обычный и не каждому знакомый. Но - очень человечный" (Б. Сурис).
На выставке будут представлены 70 графических листов из частной коллекции Исаака и Людмилы Кушнир (Санкт-Петербург), а также литографии из фондов Государственного музея городской скульптуры.