НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Фотограф Серебряного века. Фотографии художника Эберлинга

25 января 2013Санкт-Петербург
Фотограф Серебряного века. Фотографии художника Эберлинга
Фотограф Серебряного века. Фотографии художника Эберлинга
Фотограф Серебряного века. Фотографии художника Эберлинга
Фотограф Серебряного века. Фотографии художника Эберлинга
Фотограф Серебряного века. Фотографии художника Эберлинга
Музей Истории Фотографии

представляет:

Фотограф Серебряного века. Фотографии художника Эберлинга.

с 25.12.2013

Альфред Эберлинг - сегодня это имя знакомо лишь ограниченному кругу художников и художественных критиков, но еще в начале века его фамилию можно было встретить практически в каждой рецензии об очередной художественной выставке, проходившей в Петербурге. Хорошо его знали и ценили и после революции, хотя некоторых и смущало его благополучное дореволюционное прошлое.

В 1909 году журнал «Наша Родина» писал о нем: «Альфред Эберлинг. Четко и красиво, поэтично и холодно звенит это сочетание слов.…Не придет в голову, что так зовут акцизного чиновника или владельца табачной лавочки. Это имя поэта, и он действительно поэт, поэт красок. Его краски – стихи в живописи, легкие, прозрачные, прекрасно холодные. У Альфреда Эберлинга божественный дар острым взором проникать в красоту, разлитую в мире, и лучистыми красками говорить о ней свои слова…».

Альфред Рудольфович Эберлинг (1871 -1951) прожил долгую и сложную жизнь. Он любил красивых женщин и ему отвечали взаимностью, он подолгу жил за границей и еще до революции объездил половину Европы. Однако большая часть его жизни прошла в Петербурге. Он знал почтение и любовь многочисленных учеников, окружавших его до последнего дня его жизни и сохранивших не только память о нем, но и его мастерскую и большую часть архива.

Сохранились и его картины - частично в музеях - в Русском и Театральном в Петербурге, в Бахрушинском в Москве, в периферийных собраниях, в частности, в Барнауле, где он находился в эвакуации. Хранятся его полотна и в частных коллекциях - самая полная находится в Италии - в стране, которую он очень любил и где часто и подолгу жил.

Случилось так, что интерес к нему возродился спустя полвека после его смерти, но уже не как к живописцу, а как к. фотографу, чего он, конечно, никак не мог бы предположить, ибо никогда серьезно не относился к этой стороне своего творчества. В этом его история перекликается с судьбами других художников, ставших классиками мировой фотографии, французов Эжена Атже и Анри Лартига, немца Генриха Цилле.

В 1898 года по окончанию Академии Художеств по классу И.Е.Репина Эберлинг вместе с двумя сокурсниками командируется в Константинополь для росписи православного храма в Сан-Стефано.

Судя по записям в его дневнике, 1 февраля они уезжают из Петербурга, а 8 февраля на пароходе «Королева Ольга» отплывают в Константинополь. В том же календаре находим запись от 21 февраля - «купил фотоаппарат и принадлежности фотографические» и уже 22 февраля - «проявил первые снимки». Так началось его увлечение светописью, которое продолжалось несколько десятилетий.

Судя по негативам, сделанным им в Константинополе, он приобрел наиболее доступную и распространенную в ту пору портативную камеру Pocket Kodak, которая появилась в магазинах в 1895 году. Можно сказать, что это был прототип современных «мыльниц» с той только разницей, что этот аппарат отрабатывал одну единственную выдержку при фиксированной диафрагме. Ограниченные возможности камеры предопределяли условия съемки: снимать можно было только на улице и только при ярком солнечном свете.

Этот опыт помог ему в следующем 1899 году сделать еще более удачные снимки в Петербурге. Главная их особенность - удивительное композиционное совершенство. Поражает его склонность к живой, неорганизованной или, как позднее будут говорить, репортажной манере съемки; люди, которых он снимает, зачастую не успевают на него среагировать.

В 1907 году Эберлинг начинает работать над большим полотном из балетного мира «Храм Терпсихоры», в которой он изобразит многих известных танцовщиц тех лет. Для этой картины ему позировали замечательные балерины Анна Павлова, Тамара Карсавина, Матильда Кшесинская.

«Весь вкус, всю прелесть своего колорита Эберлинг отдает женским портретам», - писали газеты об этой его работе. Параллельно с живописными эскизами Эберлинг делал фотопортреты своих героинь, озорные, изысканные, исполненные любви и восхищения. Эти замечательные работы мастера также являются безусловным открытием отечественной светописи.

Владимир Никитин

Кураторы выставки Владимир ЗАГОНЕК и Владимир НИКИТИН

www.museum.ru/N47988
Ваше мнение »»

»»Музей истории фотографии
Адрес:город Санкт-Петербург, ул. Профессора Попова, 23
Проезд:Cт. м. "Петроградская"
Телефоны:(812) 346-1850
сайт:www.photohismus.spb.ru
EMail:,


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: выставки

важные события  x    ?  

новости от 27.02.2024  x    ?  


Выставка "Кижи. Небесное послание" в Коломенском

Тайны соборов эпохи Ивана Грозного

Выставка фотографий "Святыни Сербской православной церкви" в Часовне-музее Спаса на Крови

Мастер Репин. Эпизоды из жизни учителя и учеников

Выставка «Они разрывают меня на части» в Государственном музее Л.Н. Толстого

Армянские мотивы в Сибири

Выставка «Острова традиций» в станице Вёшенской

К 90-летию Михаила Жванецкого. Выставка «А юмор – это жизнь!» в галерее Artstory

Выставка «Памятники архитектуры России» в Томске

Гарсиа де Марина. Нюансы

Творческая лаборатория для подростков «Черная Грязь. Истории из бабушкиного серванта» в Царицыне

Выставка «Цветы, плоды и музыкальные инструменты в итальянской живописи эпохи барокко»

Презентация книги Валерия Сажина «Не только о Хармсе: от Ивана Баркова до Александра Кондратова»

Выставка Т.Н. Петровой "Про то, что я люблю..." в Музее петербургского авангарда

Фритьоф Нансен в фотографиях. Редкие кадры экспедиции Нансена в Арктику

Выставка «Александр Иванович Опарин. Ученый и человек»

В бою и на параде. Шедевры защитного вооружения из собрания Государственного Эрмитажа

Четвертый сезон проекта «АРТ. Точка» в Музее Сурикова

Выставка Товарищества передвижных выставок. ХХI век. Санкт-Петербург в Республике Беларусь

Мандала. Выставка Юлии Федотовой во Всероссийском музее декоративного искусства

Выставка "Древний Египет. Искусство бессмертия" из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина во Владивостоке

Salon de 4ceramics


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru