Все, кто знаком с гобеленами этой необыкновенной женщины, не перестают восхищаться самобытностью ее таланта, разнообразием тем и сюжетов наивного искусства и тонким чувством гармонии, живших в простой крестьянке. «Вроде бы ничего особенного: на одном полотне храм, на другом – деревенский сюжет, а глаз не оторвать, и на душе светло и радостно», - вспоминают о ней земляки. Выставка приурочена к 105-летию со дня рождения автора и поименована «Крестьянское чудо». На ней представлено около 30 уникальных произведений ручного ткачества из фондов областной картинной галереи, Вологодского музея-заповедника и Центра истории и культуры Шекснинского района.
Творческая жизнь Евдокии Васильевны Пановой началась довольно поздно. Как и многие женщины в округе, она умела ткать, вышивать, занималась рукоделием и делала это искуснее других. Повседневный крестьянский труд и семейные заботы долго не позволяли уделять ткачеству достаточно много времени. И только перенесенное сильное душевное переживание в семье пробудили в ней особый творческий потенциал. Чтобы раскрыть безграничную любовь и красоту, волнение и боль своей души она взялась за хлопчатобумажные катушечные нити, разноцветные полоски ткани и ручной ткацкий стан.
Тканые картины художника-самородка, созданные на основе домотканых половиков, впервые появились на выставках в начале 1980-х годов. Они поразили зрителей своей «то ли сказкой, то ли былью», вплетенной в основу нити человеческой судьбы. Волнующая жизненная правда близких и понятных для всех тем отчего дома и семейного очага звучали в них с каким-то детским простодушием, по-особому открыто и искренне.
Сюжетные гобелены Евдокии Пановой «Посиделки», «Жду свидания», «Семейный портрет» составляют яркий эмоциональный рассказ из жизни старой деревни, с народными гуляньями и частушками под гармошку. Они словно оживившие в памяти воспоминания повествуют о детских и юношеских годах мастера.
На протяжении всей своей творческой жизни Евдокия Васильевна неоднократно обращалась к пушкинской теме. Портрет великого русского поэта явился одним из самых первых в ее художественном сознании. Ею было соткано несколько вариантов портретов А.С.Пушкина и Н.Н.Гончаровой, выполненных в характерной наивной манере и получивших свое дальнейшее развитие в жанровых композициях «Дуэль» и «Святогорский монастырь». Она никогда не делала предварительных эскизов и рисунков, ткала сразу «набело». В работе над портретными образами мастерица обращалась к репродукциям, а для изображения архитектурных памятников использовала открытки и фотографии.
Неповторимые величавые и стройные храмы Вологды, Череповца, Шексны, Владимира, Сергиева Посада нашли свое воплощение в целой серии работ Пановой. В ее творческом наследии сохранилось множество вариантов изображения Софийского собора, убеленных чистотой церквей Варлаама Хутынского и Димитрия Прилуцкого в Вологде, Казанской церкви в Шексне и Воскресенского собора в Череповце. Светлые образы Пресвятой Богородицы, Святой Троицы, Георгия Победоносца были сотканы ею по личному восприятию сложившихся канонов. Она часто обращалась к волновавшим ее религиозным сюжетам: «Архангел Михаил», «Спас», «Распятие». Образы святых на тканых панно Евдокии Васильевны наполнены самобытным фольклорным содержанием, необыкновенной декоративностью и красочностью.
Произведения Пановой поражают своим живым, непосредственным рисунком, насыщенной цветовой гаммой, ярким и образным строем народного искусства. Они уже давно обрели свою жизненную самостоятельность, но по-прежнему в них бьется сердце большого мастера художественного творчества Вологодчины.