РЕСТАВРАЦИЯ КАРТИНЫ М.В.НЕСТЕРОВА
«ЮНОСТЬ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ»
В преддверии открытия весной 2013 года в Третьяковской галерее масштабной выставки выдающегося живописца Михаила Васильевича Нестерова (1862–1942) «В поисках своей России. К 150-летию со дня рождения» специалистами Третьяковской галереи проведена сложная реставрация полотна «Юность Преподобного Сергия» (1892–1897. Холст, масло. 247х229).
Проведение реставрационных работ стало возможным благодаря финансовой поддержке Группы компаний «SNS».
«Юность Преподобного Сергия» входит в цикл произведений М.В.Нестерова, посвященный Сергию Радонежскому. Цикл открыло программное полотно – «Видение отроку Варфоломею» (1890, ГТГ), затем последовало создание картины «Юность Преподобного Сергия», триптиха «Труды преподобного Сергия» (1897, ГТГ) и произведения «Преподобный Сергий Радонежский» (1899, ГРМ), завершающего цикл. Повествование о жизни святого было хорошо знакомо М.В.Нестерову с раннего детства по народным картинкам, старым гравюрам, которые он видел в доме родителей. «Преподобный Сергий Радонежский пользовался у нас в семье особой любовью и почитанием. Этот святой входил в обиход нашей духовной жизни», – вспоминал художник. «Сергиевский цикл» создавался художником в годы, когда Россия отмечала 500-летие (1892) со дня кончины Сергия Радонежского (ок. 1314–1392). В обращении к личности наиболее почитаемого религиозного и исторического деятеля России проявилась потребность М.В.Нестерова глубже понять историю отечества, приблизиться к пониманию духовных истоков веры Руси.
Картина «Юность Преподобного Сергия» на протяжении многих лет находилась в постоянной экспозиции Третьяковской галереи, а также неоднократно экспонировалась на выставках. В годы Великой Отечественной войны она вместе с другими экспонатами Третьяковской галереи была отправлена в Новосибирск. Специалисты Галереи не раз отмечали неудовлетворительную сохранность произведения, поверхностное загрязнение, ослабление связи красочного слоя с грунтом. Однако с момента, когда в 1898 году картина была подарена художником П.М.Третьякову, она ни разу не подвергалась серьезной реставрации. Подготовка к юбилейной выставке художника стала поводом начать большую исследовательскую и реставрационную работу.
На первом этапе были проведены укрепления в местах отставания красочного слоя. Также был проделан ряд технических работ, среди которых наиболее важным стало подведение дублировочных кромок. Но самым трудоемким и захватывающим был процесс удаления поверхностного загрязнения. Серая пленка, покрывающая всю картину, делала изображение плоским, искажала авторский колорит. После удаления загрязнения в картине появился воздух, перспектива, открылись мелкие ранее не читавшиеся детали (птицы, цветы). Благодаря мастерству специалистов стало возможным увидеть и нюансы одеяния Преподобного Сергия, проявилась тонкая цветовая гармония в изображении природы. Художник и художественный критик А.Н.Бенуа (1870–1960) называл этот пейзаж «целой поэмой северного леса».
Параллельно с работой над полотном велась реставрация авторской рамы.
Впервые после проведенных работ зрители увидят знаменитую картину на выставке, которая откроется в Третьяковской галерее на Крымском Валу 23 апреля 2013 года