ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ ГОРОДА МОСКВЫ
«МВО «МАНЕЖ»
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ХУДОЖЕСТВ
представляют выставку
«Советский неореализм»
20 декабря 2012 - 27 января 2013
Открытие 19 декабря, среда в 19.00
Экскурсия для прессы состоится 19 декабря с 17.00 - 18.30
Адрес МГВЗ «Новый Манеж» (Москва, Георгиевский пер., 3/3)
МВО «МАНЕЖ» И РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ХУДОЖЕСТВ ПРЕДСТАВЛЯЮТ ВЫСТАВКУ «СОВЕТСКИЙ НЕОРЕАЛИЗМ». В ЭКСПОЗИЦИЮ ВОШЛО ОКОЛО 100 ПРОИЗВЕДЕНИЙ - ДИПЛОМНЫЕ И УЧЕНИЧЕСКИЕ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ АКАДЕМИИ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ. ОНИ РАССКАЗЫВАЮТ ОБ ОДНОМ ИЗ САМЫХ РОМАНТИЧНЫХ ПЕРИОДОВ ЖИЗНИ НАШЕЙ СТРАНЫ – ЭПОХЕ ОТТЕПЕЛИ.
МВО «МАНЕЖ» представляет московскую премьеру выставки «Советский неореализм», прошедшую недавно с большим успехом в Санкт-Петербурге, в Научно-исследовательском музее Российской академии художеств. Выставка является первой в долгосрочном проекте, посвященном петербургской академической художественной школе. В МГВЗ «Новый Манеж» представлены лучшие студенческие работы, обладающие несомненными художественными достоинствами и отражающие изменения, которые происходили в жизни страны.
Советский неореализм 1953–1968
Эта выставка – часть масштабного проекта, посвященного петербургской академической художественной школе. Надолго схороненные в фондах студенческие работы – живопись, архитектура, графика – представляют панораму академической жизни с 1953-го по 1968 год, от смерти Сталина до Пражской весны.
Одним из знаковых событий тогдашней жизни стало падение железного занавеса, который, разумеется, не рухнул в один день, но ощутимо приблизил новую жизнь с чувственными женщинами, бесконечно элегантными автомобилями и стильной музыкой. Мы, возможно, еще не осознали себя частью Европы, но почувствовали дух свободного творчества.
Петербургская академическая школа, при кажущейся замкнутости, иерархичности и почти монастырском укладе, постоянно претерпевала внутренние изменения, сохраняя при этом ориентацию на классические образцы и провозглашая традиционализм единственно возможным методом фундаментального художественного образования. Самые решительные перемены в Академии свершались в конце XIX века – тогда здесь открылись персональные мастерские, одну из которых в 1894-м возглавил Илья Репин, преобразивший академический ландшафт и изменивший представление о живописи как таковой.
Послереволюционный вулканический период, период Новой экономической политики ознаменовался увлечением ар-деко. Последовавшая за этим секуляризация искусства, стремление сделать его приводным механизмом коммунистической идеологии, визуализировать идею партстроительства и труда, счастья и благополучия, надолго определили пути развития школы. Это проявлялось и в укреплении иерархии жанров, и в самом методе преподавания дисциплин. После смерти Сталина и падения железного занавеса Академия, получившая от властей длинное и неудобоваримое название и орден Трудового Красного Знамени на бархатном стяге, стала участником важного процесса приобщения советских людей европейской культуре. Это не был передовой отряд, но уж точно высокопрофессиональный коллектив.
О единомыслии речи не шло, то было время соревновательности. Сейчас кажется, что Мыльников и Моисеенко – очень близкие творчески художники. Но в действительности они были оппонентами, и их горячие споры многие помнят. Моисеенко был эмоционален, Мыльников – рассудочен. Моисеенко был учеником Осмёркина, Мыльников – учеником Орешникова и Грабаря. Иогансон появлялся редко, предпочитая хлебосольно-пряную Москву снобистски самодостаточному Ленинграду. Еще преподавали Серебряный, Зайцев, Непринцев, Угаров и многие другие очень достойные художники и педагоги. В театральной мастерской работал Михаил Павлович Бобышев, вскормленный мирискусниками. А на факультете графики – Алексей Федорович Пахомов, один из основателей объединения «Круг» и основоположников ленинградской школы детской книги. Вообще, детская книга, детские издательства были прибежищем для талантливых художников, дававшим возможность не изменять творческим и жизненным принципам.
На архитектурном факультете преподавал Евгений Адольфович Левинсон, тонкий знаток и любитель классических архитектурных форм, автор замечательного железнодорожного вокзала в Пушкине и целого ряда конструктивистских и постконструктивистских клубов и жилых домов. Еще там преподавал Армен Константинович Барутчев, один из столпов ленинградского конструктивизма, создававший в 20-х годах проекты новых социальных зданий и жилых домов. Для него, как и для Левинсона, декларированное обращение к функционализму означало возвращение к временам молодости, когда именно такая архитектура всячески приветствовалась.
Когда смотришь на студенческие работы, созданные у нас в те годы, остро чувствуешь время и понимаешь, что это смешение "советского" с "западным" обладает огромной притягательной силой, что это уникальный культурный феномен и очень личностная история.
Семен Михайловский
_____________________________________________________________
Музейно-выставочное объединение «Манеж» включает шесть выставочных пространств города Москвы, в том числе ЦВЗ «Манеж», МГВЗ «Новый Манеж», МВЦ «Рабочий и колхозница». С сентября 2012 года Правительство Москвы и Департамент культуры города Москвы разработали новую концепцию развития «МВО «Манеж», согласно которой деятельность экспозиционных пространств будет направленна на проведение крупных выставок и реализацию имиджевых проектов в различных областях искусства. Арт-директором «МВО «Манеж» назначена известный московский куратор Марина Лошак.