НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Сохраняя культурное наследие. Акварели и рисунки А.П. Боголюбова в московском музее

c 6 по 24 декабря 2012Саратовская область
Фото с открытия выставки ''Сохраняя культурное наследие''
6 декабря в Москве в Государственном центральном музее современной истории России (ул. Тверская, 21), открылась выставка "Сохраняя культурное наследие: акварели и рисунки А. П. Боголюбова из собрания Саратовского художественного музея им. А. Н. Радищева после реставрации во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре им. академика И. Э. Грабаря". В церемонии открытия принимали участие: директор центрального музея современной истории С. А. Архангелов, Генеральный директор ВХНРЦ им. И.Э. Грабаря А. Н. Лесовой, заместитель Генерального директора по научной, методической и выставочной работе С. Ф. Вигасина, куратор выставки Е. В. Якубова, заведующая графической мастерской Центра Ю. В. Савкова, а также заведующая сектором графики Радищевского музея М. И. Боровская и искусствовед, специализирующийся на творчестве А. П. Боголюбова, Н. В. Огарева (Москва). Во время открытия собравшимся была представлена новая книга по экспертизе ряда картин А. П. Боголюбова из частных собраний, автором которой является известнейший специалист в этой области Н. С. Игнатова.

До 24 декабря посетители выставки смогут увидеть 35 отреставрированных графических листов из фондов старейшего общедоступного художественного музея страны, выполненных его основателем – Алексеем Петровичем Боголюбовым.

В выставочных планах музея – показ саратовским зрителям боголюбовских отреставрированных работ в цикле "Графический альбом" весною 2013 года.

Алексей Боголюбов – бывалый военный моряк, профессор и действительный член Императорской Академии художеств, учредитель и председатель Общества русских художников в Париже, активный член Товарищества передвижных художественных выставок, главный живописец Военно-морского штаба, наставник многих русских художников (И. Е. Репина, В. Д. Поленова, К. А. Савицкого, А. К. Беггрова, И. П. Похитонова, А. А. Харламова, Н. Н. Гриценко и других) и даже "царской семьи учитель", обучавший искусству рисования венценосную чету – Александра III и Марию Фёдоровну. Талантливый мемуарист, автор увлекательных "Записок моряка-художника". Знаковая фигура в истории художественной жизни Саратова, его первый Почётный гражданин. Создатель не просто музея, но и, при нём, знаменитого рисовального училища, открытого в 1897 году, носящего ныне, как и более ста лет назад, его имя.

Музейный фонд графики Боголюбова составляет вместе с альбомными материалами примерно 1 000 листов. Он почти целиком относится к первоначальной коллекции музея, поступившей от самого основателя при его жизни и по завещанию, то есть в течение первых пятнадцати лет музейной истории (1885–1899).

Сам Боголюбов, ставший автором первой музейной экспозиции, определил в ней и место графики, в том числе собственноручных рисунков и акварелей. Основной её массив находился в трёх залах левого крыла первого этажа исторического здания. В одном из них, названном "Боголюбовским", графика экспонировалась как на стенах, в рамах, так и в витринах. В одной из лучших витрин, подаренной музею банкиром и меценатом бароном Г. О. Гинцбургом, выставлялись исключительно рисунки и акварели самого А. П. Боголюбова.

Многолетнее экспонирование, продолжавшееся до глобальной реэкспозиции, осуществлённой в начале 1920-х годов, не могло не сказаться на состоянии сохранности хрупких листов. Одним из основных дефектов, присутствующим на большинстве работ, стало значительное пожелтение бумаги и выцветание красочного слоя. Кроме того, многие листы были сплошь наклеены на паспарту из красноватого бархатного картона. Это привело к сквозному окрашиванию бумажной основы некоторых акварелей и рисунков в розоватые оттенки, что искажает их авторскую цветовую гамму. В тех случаях, когда листы частично отклеились от паспарту или их неудачно пытались размонтировать, образовались серьёзные механические повреждения, нарушающие целостность произведений. Поэтому безопасное хранение многих рисунков Боголюбова весьма проблематично, а экспонирование попросту невозможно без проведения консервационных и реставрационных мероприятий.

Отрадно, что музей располагает большим реставрационным отделом, зародившимся ещё в середине 1950-х годов. Сегодня он объединяет специалистов по основным коллекциям, в том числе редкого для периферийного собрания реставратора графики. Почти все саратовские реставраторы уже нескольких поколений являются учениками "Грабарей", и это лучшая профессиональная визитная карточка.

Среди различных форм многолетнего сотрудничества музея с московским реставрационным Центром и его графической мастерской – не только подготовка кадров, методическая и консультативная помощь. В 2011–2012 годах музей не мог не откликнуться на предложение о реставрации в Центре группы сложных графических произведений. Среди них – 35 работ А. П. Боголюбова.

Боголюбовская графика, преимущественно рисунки и акварели, составляет, наряду с его живописными этюдами, наиболее поэтичную и глубоко личную часть творчества мастера.

Как художник, прошедший серьёзную академическую школу, Боголюбов всегда уделял большое внимание рисунку. Ещё в молодости, в ту пору, когда он был, по собственному выражению, "художником-аматёром", то есть любителем, обратил внимание на наставление, сделанное при встрече великим Карлом Брюлловым, – "рисовать построже". Вспоминая академические уроки, также подчёркивал, что все учителя-профессора "были прекрасные рисовальщики, все они учили нас этому делу очень хорошо, преследуя классическое направление, что и давало прекрасные результаты, и шла в Риме даже добрая слава, что русские ежели не мастера писать, то все рисуют хорошо" (из "Записок моряка-художника").

Группа графических листов Боголюбова, отреставрированных в ВХНРЦ в 2011–2012 годах и теперь показанных на выставке, даёт представление об особенностях авторской рисовальной манеры, владении различными техниками рисунка, о тонком колористическом вкусе, присущем не только его живописи, но и миниатюрным акварелям. Созданные в России и во многих европейских странах – Франции, Германии, Швейцарии, Голландии, Италии – они образуют своего рода огромный альбом, фиксирующий увлекательные путешествия художника. Некоторые листы отличаются не только красотой мимолётности акварели или сепии a la prima, виртуозным штрихом пера или карандаша, но и надёжной документальностью. Особую страницу творчества в рисунке, как и в живописи, составляют вдохновлённые его первой профессией марины и морские баталии.

"Первое морское сражение (Наум Сенявин)" - один из подготовительных рисунков к картине из цикла о славных петровских морских баталиях. Сюжет посвящён легендарной победе русского корабельного флота, одержанной над шведским флотом у острова Эзель.

Несколько листов создано, по-видимому, во время поездок по России, осуществлённых в 1860-е годы ("Самара", "Астрахань", "Нижний Новгород (Петербургская пристань)"). Одной из них было путешествие 1861 года, предпринятое по Волге и Каспию совместно с братом Николаем Петровичем, моряком и писателем, с целью составления путеводителя. Ещё одна памятная для Боголюбова поездка состоялась в 1863 году в свите наследника Николая Александровича, вскоре скоропостижно умершего. В 1866 году маршрут предыдущей поездки был частично повторён художником, сопровождавшим нового наследника – Александра Александровича, будущего российского императора. Точная датировка этих, как, впрочем, и многих других графических работ Боголюбова, затруднена в связи с тем, что он часто, даже в пределах нескольких ближайших лет, возвращался в одни и те же места.

По отзывам Боголюбова русские пейзажи не уступали по своей красоте прославленным видам европейских мест. "А когда я повидал нашу матушку Волгу с её разнообразием от Твери до Астрахани, то все Саксонские Швейцарии, Рейны и Дунай … всё это разом пало в моём воображении". С не меньшей теплотой художник запечатлевает родные для него мотивы Петербурга и его окрестностей ("Набережная у Академии художеств. Санкт-Петербург", "Кронштадт").

Из излюбленных европейских мест на выставке представлены виды живописного нормандского побережья Франции ("Вёль", "Закат солнца в Этрета"), пленительного Барбизона в окрестностях Парижа ("Осень в Барбизоне"). Особой страницей творчества Боголюбова стали венецианские пейзажи.

По воспоминаниям художника, Венецию он начал писать ещё в молодости с гравюр, "горя нетерпением скорей туда отправиться". Первая незабываемая встреча состоялась во время пенсионерской поездки 1854 года. Тогда Боголюбов провёл там несколько осенних месяцев. Позднее возвращался в сказочную Венецию многократно, всё глубже постигая её своеобразие. "Не буду описывать моих впечатлений и восторгов венецианских. Считаю это личным достоянием каждого, кто здесь побывает. Конечно, можно побывать везде чемоданом, а мои впечатления кто увидит в картинах, то пусть составит понятие, верно ли я глядел на красавицу морей и точно ли передавал её тонкий серебристо-серый колорит, её мутную, но очаровательную воду и разнообразнейшие строения перспективных линий. Краса её так глубоко меня поразила и врезалась в моей памяти, что я много раз её писал во всех видах в разнообразные времена, да и буду писать до конца моей жизни". Доказательством искреннего восхищения "красавицей морей" служат собранные на выставке работы – "Венеция. Сан-Джорджио. Утро", "Венеция. Ночь", два листа "Набережная рабов в Венеции".

В современных музейных условиях приобретение памятников классического искусства, так называемых старых мастеров, является большой редкостью. Подобные поступления всегда относятся к числу особо ценных. В 2011 году коллекция Радищевского музея пополнилась двумя рисунками А. П. Боголюбова – "Венеция" и "Вид Константинополя". Они были переданы по завещанию А. А. Ляпина (Франция). Александр Александрович Ляпин (1927–2011), внук известного русского художника В. Д. Поленова, всю свою жизнь бережно собирал русские художественные раритеты, часть которых была подарена в российские музеи им самим, остальные переданы его вдовой Николь Ляпин. Обе прекрасные работы попали в круг произведений, отреставрированных в Москве, и теперь, как и другие "обновлённые шедевры", смогут стать экспонатами многих выставок.

М. И. Боровская,

искусствовед, зав. сектором графики

Фоторепортаж (http://radmuseumart.ru/pages/index.asp?id_pages=1028&id_header=118)

www.museum.ru/N47757
Ваше мнение »»

»»Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева
Адрес:Саратовская область, г. Саратов, ул. Радищева, 39, ул. Первомайская, 75
Проезд:Городским транспортом до ост. "ул. А.Н. Радищева"
Телефоны:(8452) 26-16-06, 26-12-09
сайт:radmuseumart.ru
EMail:,


Смотрите также:
    · афишу: музея, города, региона
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 29.03.2024  x    ?  


Выставка к 215-летию со дня рождения Н.В. Гоголя в Российской национальной библиотеке

Браво, Боголюбов! К 200-летию со дня рождения художника

Выставка «Праздник Благовещения» в Музее имени Андрея Рублева

Точка зрения. К 110-летию архитектора-реставратора Алексея Ивановича Хамцова

Выставка "Дикое поле. В вечном движении" в Государственном историческом музее

Образ художника и слово писателя. Иллюстрации Б. Непомнящего к произведениям Ф.М. Достоевского

Выставка "Время жить и помнить" в Музее политической истории России

Сергей Иванович Мосин – легенда оружейной Тулы. К 175-летию выдающегося конструктора

Марина Аргунова «Мальчишки и девчонки». Фотография

Конкурс «Наш Шолохов»

Персональная выставка Андрея Блиока в Музее современного искусства АРТМУЗА

Наследники Данилы-Мастера

Выставка «Крым – 80-летие подвига» в Музее Победы

Конференция, приуроченная к 210-летию взятия Парижа русскими войсками, в Музее артиллерии

Выставка "Весна-2024" в Большом зале Санкт-Петербургского союза художников

Художественная резиденция в Мастерской Эдуарда Штейнберга в Тарусе

«Солдаты милосердия». Выставка музея-заповедника «Сталинградская битва» в Туле

Маршруты особой важности. К 85-летию спецсвязи

Выставка "По обе стороны рампы" в Иркутском музее декабристов

Живое и Мертвое. Экологическая фантазия

Коллаж как продолжение театра

Выставка «Преемственность поколений» в Ростовском областном музее изобразительных искусств

Экзотические птицы. Пернатые обитатели зоопарков мира в кадрах фотографа Александра Авалова

Звери и птицы Ирины Маковеевой

Выставка "Однажды бабочке приснилось..." в Дарвиновском музее

Искусство и декорация как повседневность античности


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru