Иван Иванович Шишкин (1832-1898) – один из наиболее известных и любимых отечественных художников, знакомых нам с детства. «Даже совсем не требуется пояснения имени, все его хорошо знают, знают сразу, о чем идет речь… при имени И. И. Шишкина тотчас же сразу возникает в уме яркое впечатление большого, преимущественно со-снового леса и даже чувствуется характерный сосновый запах, так что всегда хочется глубоко вздохнуть». Эти слова неизвестного автора из рецензии 1898 года на XXVI выставку Товарищества передвижников выражали поистине всеобщее мнение.
В ряду основоположников и крупнейших мастеров русского реалистического пей-зажа второй половины XIX века, таких, как А. К. Саврасов, Ф. А. Васильев, А. И. Куинджи, В. Д. Поленов, И. И. Левитан, Шишкину принадлежит одно из самых почетных мест. Эта плеяда русских художников нашла высокую поэзию реального мира, создав в своих произведениях многогранный, истинно национальный образ родной природы.
Шишкин обладал огромным талантом и трудолюбием, а красота и мощь родных елабужских лесов помогли ему найти свой неповторимый путь в искусстве. Будущий художник родился в 1832 году в городе Елабуга Вятской губернии в семье небогатого купца. Уже в отроческие годы он увлекался рисованием, а русская природа стала его любимой сферой творчества. Профессиональное образование он получил в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1852-1855) и в Санкт-Петербургской академии художеств (1856-1860). Благодаря выдающимся успехам был направлен в качестве пенсионера Академии художеств в Германию и Швейцарию (1862-1865). В 1865 году он получил звание академика пейзажной живописи, переехал в Санкт-Петербург, в 1873 году стал профессором, с 1894 года руководил пейзажной мастерской Высшего художествен-ного училища при Академии художеств.
Шишкин много сделал для развития русского пейзажа, принимал активное участие в деятельности Товарищества передвижных художественных выставок, с которым был связан около четверти века. Основой своего творческого метода художник избрал глубокое изучение натуры. Дар к наблюдению, внимательному изучению природы оказался созвучным новым реалистическим тенденциям в русском искусстве. Недаром И. Н. Крамской писал: «Я думаю, что это единственный у нас человек, который знает пейзаж ученым образом… Шишкин – верстовой столб в развитии русского пейзажа, это человек – школа». Глубокое проникновение в мир природы, сосредоточение на ее жизни, пони-мание ее суровой и величественной красоты привели Шишкина к эпическому пейзажу, воплощению в своем творчестве возвышенного образа Родины.
Ему ближе были северные и среднерусские пейзажи. В отличие от ярких, сочных красок юга его привлекали простые мотивы «упоительного русского лета». «Он первый отнесся к лесу с такой искренней и глубокой любовью, и первый сумел воспроизвести русский лес с таким блестящим, образцовым совершенством» – писал историк искусства, археолог и художественный критик А. В. Прахов.
Творчеству великого мастера соответствовал и его внешний облик. Он запечатлен современниками в ряде художественных портретов и в ярких словесных описаниях: «Это был прекрасный человек, с виду суровый, на самом деле добряк, тончайший художник. Наружность его была типично великорусская, вятская. Высокий, стройный, красивый силач, с зорким взглядом, густою бородой и густыми волосами» («Неделя», 1898).
Знаменитые картины мастера «Рожь» (1878), «Среди долины ровныя…» (1884), «Утро в сосновом лесу» (1889), «Корабельная роща» (1898) находятся в крупнейших музеях страны Государственной Третьяковской галерее и Государственном Русском музее.
На выставке в Шаламовском доме картинной галереи представлено около пятиде-сяти произведений художника из музейных собраний Вологды, Иваново, Костромы, Плёса, Переславля-Залесского, Рыбинска, Твери, Череповца, Ярославля. В экспозиции показаны живописные полотна, этюды, рисунки, офорты, литографии художника.
В его картинах и этюдах чувствуется пытливый и внимательный взор автора, кото-рый ведет неторопливый, подробный рассказ. Его натурные наблюдения предельно точны, а созданные пейзажные образы по своему художественному языку отличаются необыкновенной простотой. Ему прекрасно удалось глубоко раскрыть жизнь природы во всем многообразии ее растительных форм, удалось передать цельный и живой образ русского леса.
Творчество Шишкина во всей полноте нельзя представить без графики. Он был блестящим прирожденным рисовальщиком и выдающимся гравером, тяготевшим к линии, к открытому штриху, которым он достигал тончайшей моделировки формы. Блистательно владея разнообразной техникой, работая карандашом, пером, углем, кистью, Шишкин был одним из лучших рисовальщиков своего времени. Его рисунки, обладающие неповторимыми индивидуальными качествами, – весьма значительное явление в истории пейзажной графики.
В графике он работал много и увлеченно, но эта часть его обширного наследия сегодня не так широко известна, как живопись. Современники дали высокую оценку его мастерству графика. Их общее мнение выразил знаменитый критик В. В. Стасов: «Иные рисунки пером, иные гравюры, его офорт еще выше, чем картины, такова их сила, изящество и поразительная правда, такова любовь к ним автора».
Вклад И. И. Шишкина в национальное искусство трудно переоценить. Его творческая деятельность не прекращалась в течение сорока лет. За этот период он создал более сотни картин, несколько тысяч этюдов и рисунков, множество гравюр, и все они посвящены простой, но пленительной красоте русского пейзажа.
На выставках, проходивших не только в России, но и за границей, работы Шишкина неизменно вызывали интерес и оказывались в центре внимания, его картины с удовольствием приобретали коллекционеры. В настоящее время поэтически образные реалистические произведения И. И. Шишкина восхищают не только истинных ценителей искусства, но и самых неискушенных зрителей. «Шишкин – художник народный. Всю жизнь он изучал русский, преимущественно северный лес, русское дерево, русскую чащу, русскую глушь. Это его царство, и тут он не имеет соперников, он единственный» – говорил В. В. Стасов.