МВО "МАНЕЖ" и Музей экранной культуры "МедиаАртЛаб"
Конференция
"МЕДИАТЕКА - как новый центр образования, музейная коллекция и цифровой архив"
29 - 30 ноября 2012
Площадка: Центральный выставочный зал "Манеж", Медиа галерея, 2 этаж
При поддержке: Посольства Франции и Французского института, Посольства Финляндии, Польского культурного центра, Британского совета, Фонда Мондриана, гостиницы Холидей Инн Лесная, Государственного центра современного искусства (ГЦСИ), Московского музея современного искусства (ММОМА), бюро Tolpin Peter Architects
Участники: Этьенн Сандран/ Etienne Sandrin - Центр Жоржа Помпиду (Франция), Пертту Растас/ Perttu Rastas - Музей "KIASMA" (Финляндия), Пётр Краевский/ Piotr Krajewski - Арт-центр WRO (Польша), Майк Сперлингер/ Mike Sperlinger - Центр кино, видео и цифрового искусства "LUX" (Великобритания), Кейт Дженнигс/ Kate Jennings - "TATE" (Великобритания), Александра Обухова - Центр современной культуры "Гараж" (Москва), Анна Гор - Приволжский филиал Государственного центра современного искусства (Нижний-Новгород), Олеся Туркина - Государственный Русский музей (Санкт-Петербург), Иосиф Бакштейн - Комиссар Московской международной биеннале современного искусства (Москва), Ольга Шишко - Директор Музея экранной культуры "МедиАртЛаб" (Москва) и Петр Толпин бюро Tolpin Peter Architects (Москва).
Специальный гость: режиссер и художник Питер Гринуэй /Peter Greenaway (Великобритания - Королевство Нидерландов)
Темы:
Тема 1: Медиатека - публичное место и новый центр образования
Тема 2: Музейная коллекция и будущее цифровых архивов
Задачи:
Артикуляция понятия Медиатеки и ее функций в мировом контексте и в России;
Обозначение потребностей разных типов аудитории и форм работы с ними;
Презентация Медиатеки Музея экранной культуры "MедиаАртЛаб";
Рассмотрение проблемы обретения ценностного статуса медиа-искусства в условиях информационного перепроизводства;
Обозначение форм существования цифровых коллекций и архивов сегодня, определение будущего развития;
Определение методов сохранения произведений медиа-искусства и политики в области их дальнейшей репрезентации;
Обсуждение проблем каталогизация медиа-искусства - основных ее принципов сегодня и в будущем, новых специальностей и навыков сотрудников, технических требований и особенностей.
Проблематика:
Конференция актуализирует вопросы, связанные с формированием и использованием Медиатек - как новых центров образования, мест хранения цифровых архивов и коллекций видео и цифрового искусства.
Важность презентация медиа-культуры и медиа-искусства диктуется тем, что зачастую они наиболее тонко и чувствительно реагируют на особенности современного общества и современной культуры. К сожалению, в силу того, что не все выставочные площадки и музеи (за исключением крупных западных медиа-центров) имеют необходимую материально-техническую базу и методологию работы с медиа-артом наиболее актуальной формой презентации с середины 90-х годов как в Европе, так и в России являются медиатеки и виртуальные коллекции, презентируемые в интернете. И та, и другая форма знакомства с данным видом искусства для России являются инновационными.
Медиатеки сегодня - это новые яркие центры образования и культуры, которые приходят на смену классическим библиотекам, которые в "цифровом обществе" стремительно утрачивают свою актуальность. Но в тоже время медиатеки продолжают эту древнюю традицию, являются прямыми приемниками и наследниками основных функций библиотек. Они наследуют и включают в себя как "аналоговые" так и цифровые фонды, дополняя и непрерывно расширяя свой функционал современными средствами репрезентации архивных данных.
Медиатека Музея экранной культуры "МедиаАртЛаб", которая является общим проектом с ЦВЗ "Манеж" формировалась в течение более десяти лет - на данный момент в ней собрано, архивировано и аннотировано более 2000 произведений медиа-арта (http://www.mediaartlab.ru). В 2001 году "МедиаАртЛаб" проводил международную конференцию "Access to Excess / Доступ ко вседоступному", на которой обсуждались проблемы архивации и презентации медиа-искусства.
Создание Базы данных аудиовизуального архива "МедиаАртЛаб" - интернет-архива проектов видеоискусства, интерактивного и сетевого искусства - остро поставило ключевую проблему таких проектов: что именно следует архивировать и сохранять - работу в целом, по возможности наиболее полно, или только ее описание, что кажется наиболее подходящим решением, если данное произведение инкорпорирует "реальные" элементы и непосредственный социальный контакт? Или же следует сохранять техническую копию в качестве точного воспроизведения в более современном техническом формате? Что именно считается точной копией? И как далее репрезентировать работы созданные средствами медиа?
Современное искусство, особенно та его часть, которая работает с новыми технологиями - это совершенно новый культурный феномен, принципиально отличающийся от традиционных, главным образом, временными параметрами. То есть требует профессионального исследования собственно развитие технологий, которые, модифицируясь, каждодневно влекут за собой смену технической ориентации и "материальных параметров" самого искусства.
Из этого следует, что традиционная каталогизация современного искусства, а именно критический разбор с точки зрения исторических (временных) перспектив в будущем будет чрезвычайно затруднен в связи с тем, что объект описания (произведение искусства) в перспективе будет невозможен для критики, так как будет "утеряна" техника его создания. В этой ситуации профессиональная работа по маркировке, описанию, критическому разбору, каталогизации и музеефикации медиа-искусства, как это ни парадоксально, должны проходить уже сейчас.
Участие по предварительной регистрации
http://mediaartlab.timepad.ru/event/49541/
Питер Гринуэй
Лекция "Репродукции теперь лучше оригинала"
30 ноября, пятница, 19.00
в рамках конференции
МЕДИАТЕКА - как новый центр образования, музейная коллекция и цифровой архив
Авангардист Питер Гринуэй прославился знаковыми для истории кинематографа лентами, из которых наиболее известны "Повар, вор, его жена и ее любовник", "Книги Просперо", "Записки у изголовья". Повествование, сосредоточенное на образах классической живописи и архитектуры, включающее в себя искусствоведческие концепции и теорию кинематографа, использующее японскую каллиграфию и мультимедийные технологии для реализации многомерного режиссерского замысла, переродилось в творчестве Гринуэя в идею совершенно иного способа создания произведений. Отвергнув кинематографический нарратив, режиссер путешествует по миру, создавая мультимедийные инсталляции.
30 ноября в рамках конференции Питер Гринуэй расскажет о новом подходе к многовековой историей изобразительного искусства.
У режиссера целый список "оживленных" шедевров, среди них и фреска "Тайная вечеря" Леонардо да Винчи, и живописное полотно "Брак в Кане Галилейской" Паоло Веронезе, также при помощи видео, света и звука он "оживил" "Ночной дозор" Рембрандта. Постепенно из этих проектов формируется серия "Classical Paintings Revisited". В планах Питера Гринуэя есть и "Герника" Пабло Пикассо, "Страшный суд" Микеланджело, одна из работ Джексона Поллока или Клода Моне. Cам Гринуэй понимает эту работу как прикладное искусствоведение: рассказ об искусстве не с помощью текста, внешнего по отношению к работе, а средствами самого искусства.
Также на своей лекции Питер Гринуэй расскажет о своем предстоящем проекте "Золотой век Российского и Нидерландского искусства", который он создаст специально для Музея экранной культуры "МедиаАртЛаб" в Центральном манеже в ноябре 2013 года.
Вход по регистрации http://mediaartlab.timepad.ru/