НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Михаил Букиник и Виктор Борисов-Мусатов. Саратовские страницы

10 ноября 2012Саратовская область
В. Борисов-Мусатов, В. Станюкович, М. Букиник. Фото начала 1900-х
10 ноября 2012 года исполняется 140 лет со дня рождения виолончелиста, музыкального критика, педагога Михаила Евсеевича Букиника. Для истории Саратова имя М. Букиника связано с его педагогической и общественной деятельностью, а также крепкой дружбой с Виктором Борисовым-Мусатовым.

Михаил Евсеевич Букиник родился в 1872 году в городе Дубно, в Украине. Кроме него в семье росли брат и две сестрёнки, все они стали профессиональными музыкантами. С большим трепетом Букиник вспоминал, как в возрасте 13 лет он поступил в Императорское музыкальное училище в Харькове. Для мальчика это было поворотное событие жизни. Затем юноша поступил в Московскую консерваторию. На сольных выступлениях и концертах он играл с музыкантами Сергеем Танеевым, Александром Гольденвейзером, Александром Гедике. Среди его сокурсников были такие великие в будущем музыканты как Александр Скрябин и Сергей Рахманинов.

После окончания Консерватории Букиник много концертировал, приехал в Саратов в 1899 году по просьбе Русского музыкального общества для развития музыкального образования. С этого года М. Букиник служил учителем теории музыки и хорового пения в Саратовском Мариинском институте благородных девиц.

Знакомство с Борисовым-Мусатовым не было случайным. Будучи человеком во всех отношениях европейским, Букиник сразу начал интересоваться культурной жизнью города, и художник, к тому времени вернувшийся из Франции, полный идей, малопонятных в провинции, оказался наиболее близким по духу, по масштабу своего мышления.

Букиник писал: "Я прибыл в Саратов впервые. Начал знакомиться с городом, узнал, что в нём есть музей, так называемый Радищевский музей, а при нём Боголюбовское рисовальное училище; есть городской театр, народный театр и Народная аудитория, а также Общество изящных искусств.

В местной газете я прочёл отзыв о выставке (местных художников). Касаясь вещей Мусатова, рецензент становился весёлым и развязным: "Девушка с агавой" похожа на прокажённую, у "Мальчика в феске" - яичница на спине и т.п."

Бывая во всех слоях местного общества, я встретился в одном доме с директором Радищевского музея и Боголюбовского рисовального училища, Рупини. Я стал расспрашивать его о художнике Мусатове и получил ответ. Что это "большой чудак, бог знает, что пишет". "Ты самоотверженнее всех ко мне относился " - напишет впоследствии Мусатов Букинику. В самом деле, музыкант не раз выручал художника деньгами, так как Мусатов не был богат, искусство отнимало и время, и силы, но долгое время не приносило ни признания, ни тем более дохода. Букиник доставал Мусатову билеты на концерты и в оперу и часто сам приносил инструмент и играл ему. Тесное общение позволяло музыканту наблюдать, как создавались произведения Мусатова, помогать в поисках натурщиц. Борисов-Мусатов, горячо любивший музыку, в свою очередь с фантазией разрабатывал эскизы афиш музыкальных концертов.

В это время в Саратове было заложено здание музыкального училища, которое открылось в 1902 году. Букиник был одним из преподавателей училища. Он автор многочисленных произведений для виолончели, ему принадлежит ряд педагогических сочинений. Однако он не ограничивался только преподавательской деятельностью. Театральные премьеры и концерты, их сильные и слабые стороны находили своё отражение в критических заметках музыканта, публиковавшихся на страницах "Саратовского листка". Много концертируя и сотрудничая с ведущими исполнителями того времени Букиник организовывал концерты и в Саратове, на которых звучали произведения Бетховена, Рубинштейна, Шумана, исполнявшиеся столичными музыкантами.

1902-1903 года – время создания В.Э. Борисовым-Мусатовым вершин своего творчества, таких как "Водоём", "Призраки", "Изумрудное ожерелье". Участие в столичных выставках, энергичное общение с широким кругом деятелей искусства привело художника к окончательному решению уехать из Саратова.

Букиник писал: "Когда осенью 1903 года я вернулся в Саратов, у Мусатовых уже шли приготовления к переезду в Москву. Перспектива разлуки с другом удручала меня. Мусатов утешал меня, говоря, что я буду приезжать к нему в Москву и рано или поздно туда перееду… Он подарил мне свою картину "Одиночество" с надписью: "Михаилу Букинику - члену английского клоба". "Саратовским английским клобом" друзья в шутку называли свой тесный кружок, в который также входили супруги Владимир и Надежда Станюковичи, жена В.Э. Борисова-Мусатова художница Елена Александрова.

Однако оставшись в Саратове, Михаил Евсеевич продолжал трудиться на поприще культурной жизни города. Так в январе 1904 года в Саратове состоялся значимый для любителей искусства музыкально-литературный вечер.

В Саратов приехал пианист Александр Гольденвейзер, и поэт Константин Бальмонт. В подготовке этого вечера приняли участие и молодые художники Павел Кузнецов и Пётр Уткин. Спустя несколько месяцев весной по их инициативе в здании Дворянского собрания откроется выставка "Алая роза", вошедшая в историю искусств как первая выставка молодых художников-символистов. Отдавая дань своему старшему наставнику Мусатову, художники включили и его произведения, которые попросили на выставку из частных коллекций.

Осенью 1905 года во время первой русской революции Букиник был за границей и из газет узнал о скоропостижной смерти Мусатова (художник скоропостижно скончался 26 октября (8 ноября) 1905 года в Тарусе). Вернувшись в Россию, Букиник принял деятельное участие в организации посмертных выставок Борисова-Мусатова.

С 1906 года у виолончелиста было много выступлений в Москве. Он был учителем по классу виолончели в известном музыкальном училище сестёр Е. и М. Гнесиных, преподавал в Народной консерватории в Москве (1907-1918).. В 1919–22 – профессор Харьковской консерватории. В 1922 эмигрировал в США.

Живя в эмиграции, М. Букиник неизменно пропагандировал русскую музыку, сделал виолончельные транскрипции пьес П. Чайковского, А. Рубинштейна, Э. Направника и других композиторов. М. Букиник продолжал писать статьи о современных музыкальных событиях. Он автор воспоминаний о С. Рахманинове, П. Чайковском. В 1944 году на страницах "Нового журнала", издававшегося в Нью-Йорке, музыкант публикует воспоминания о Борисове-Мусатове, сохранившие для нас бесценные свидетельства о Саратове начала XX века и страницах жизни художника. В 1947 году Михаил Евсеевич Букиник ушел из жизни.

Элеонора Белонович, заведующий филиалом Радищевского музея музеем-усадьбой В.Э. Борисова-Мусатова

www.museum.ru/N47257
Ваше мнение »»

»»Музей-усадьба В.Э. Борисова-Мусатова
Адрес:Саратовская область, г. Саратов, ул. Вольская, 33
Проезд:Городским транспортом до ост. "Белоглинская" или "Рабочая"
Телефоны:(8452) 22-27-52
сайт:www.radmuseumart.ru
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея, города, региона
    · актуальные: другие

важные события  x    ?  

новости от 23.10.2019  x    ?  


Цензура и книга: дискуссия или противоречие? История вольной русской печати

Выставка «Почитание книжное. Личные библиотеки российских сословий» в Музее истории религии

Орнаментальное наследие России. Ростан Тавасиев. 1938-2006

Ночь искусств. Закулисье

Персональная выставка В.А. Леднева «Земля и люди Поднебесной»

Выставка «Свечение цвета» во Всероссийском музее декоративного искусства

Новое молодежное пространство Пушкинский.Youth

Восемь предметов фарфорового шедевра в собрании музея-заповедника «Царское Село»

Пятый угол - 2019

Выставка «Русский жемчуг» в Музее природы г.Владимира

Марина Бокариус. Книги из коллекции Сергея Маркова

Мастер-класс академика РАХ Константина Петрова «Рождение натюрморта»

Выставка "Матисс. Пикассо. Шагал..." в Выставочном центре "Эрмитаж-Казань"

"Четыре хороших, лучших, ласковых года". К 95-летию переезда Александра Грина в Феодосию

Научная конференция «На просвет» во Всероссийском музее декоративного искусства

Мастер-класс «Лепка скульптурного портрета - от академической скульптуры к произведению искусства»

Лекция "Москва на старинных открытках" в Школе наследия

Галерея Солянка расширяет спектр видов искусства

Выставка «Дейнека / Самохвалов» в Центральном выставочном зале "Манеж", С.-Петербург

Межмузейный выставочный проект «От Толстого до Толстого. Писатель, мода и стиль»

IV Международная научная конференция «Историческое оружие в музейных и частных собраниях»

Выставка "Дикая природа России" в Сургутском краеведческом музее

Осенние каникулы в Дарвиновском музее

Сарапульский музей-заповедник приглашает на «Ночь искусств-2019»

Третья выставка в рамках проекта #Помнитьнельзязабыть в Саратовском областном музее краеведения

Проект "Корсаковские среды"

Вечер памяти «Репрессии. Были.»

Выставка «Военная связь: история и новые вызовы»

"Лики Байкала" в Музейном центре "Гамаюн"

Выставка «Бабушкины сказки для современных детей» в Санкт-Петербургском музее кукол


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2019 Museum.ru