Музейный проект "Выставка одной картины" даёт уникальную возможность познакомиться с произведениями искусства, десятилетиями не покидавшими запасник Радищевского музея.
Таланты не всегда бывают по достоинству оценены потомками. Так случилось и с творчеством ныне почти забытого художника Степана Федоровича Колесникова. Картины его в начале XX столетия получали высокую оценку критиков и современников, а в наши дни осмысление творчества этого замечательного художника только начинается. Причина такого незаслуженного забвения кроется в непростом жизненном пути живописца.
Большая часть наследия С.Т. Колесникова осела в Сербии, некоторые работы находятся в музеях Украины и частных коллекциях. Даже в Третьяковской галерее имеется только одна его картина. Но интерес к его произведениям постоянно растет – картины и акварели мастера активно предлагаются и пользуются спросом на аукционах и в художественных салонах. Высокий профессионализм, живописность, артистизм исполнения и уточенный лиризм С.Т. Колесникова неизменно привлекают внимание к его творчеству.
Степан Колесников родился в небольшой украинской деревушке Екатеринославской губернии с громким названием Адрианополь, в крестьянской семье. Любовь к искусству у него проявилась с раннего детства. Работы начинающего семнадцатилетнего художника были отобраны для участия во Всероссийской выставке 1896 года.
Первые профессиональные творческие навыки Колесников получил в Одесском художественном училище. Его друзьями и соучениками были будущие известные живописцы М.Б. Греков, И.И. Бродский и Д.Д. Бурлюк. После успешного окончания училища он был без экзаменов принят в Петербургскую Академию художеств, занимался у И.Е. Репина, А.А. Киселева и В.Е. Маковского. По завершении обучения Колесников получил Большую золотую медаль на Международной выставке 1909 года в Мюнхене. Этот успех был отмечен императором Николаем II, подарившим художнику золотой портсигар.
Впоследствии С.Т. Колесников участвовал в выставках Товарищества передвижников и южно-русских художников, Общества имени А.И. Куинджи, международных экспозициях в Мюнхене, Лондоне, Риме, Венеции. С 1915 года Колесников жил в Одессе, но его персональные выставки проходили в Петербурге, Москве, Белграде, Париже, Праге и других городах. Картины неоднократно отмечались премиями, медалями, имели коммерческий успех. Их регулярно публиковали популярные журналы "Нива" и "Огонек".
Октябрьский переворот и последовавшие за ним события внесли серьезные перемены в судьбу С.Т. Колесникова. Вскоре он навсегда покидает Россию. С 1920 года и до самой своей кончины художник постоянно живет и работает в Белграде. Находясь в эмиграции, он активно занимается творчеством: создает пейзажи, портреты, натюрморты, жанровые сценки, выполняет заказы короля сербов, хорватов и словенцев Александра I.
И.Е. Репин, поддерживавший с Колесниковым переписку, высоко ценил достижения бывшего ученика. Колесников неоднократно присылал из Белграда в Куоккалу, где жил Репин, репродукции со своих работ. "Я так очарован снимками с Ваших чудесных картин! От восторга у меня язык прилип к гортани! – писал в одном из ответных писем Репин. - Какой размах! Какая кисть! И сколько вкуса!.. Чудо! Чудо!..", "О, какой Вы превосходный художник!".
Картина "Осень" из собрания Радищевского музея относится к доэмигрантскому периоду творчества. Возможно, она была написана в 1905 году. Автор использует излюбленный мотив переходного состояния природы, воссоздавая на полотне атмосферу тихого и прозрачного дня на излете золотой осени. Большая часть пространства картины занята покрытым жухлой осенней травой косогором. Прихотливо извивающиеся тропинки и небольшой ручеек образуют своеобразный узор. Тонкие березки, слегка опушенные рыжей листвой, словно кулисы, обрамляют голубые крыши и купола виднеющихся вдали монастырских построек. За паутинкой ветвей проглядывает хмурое, словно затаившееся в преддверии ненастья, небо. Своим светлым и немного минорным настроением картина созвучна исканиям выдающихся поэтов-символистов начала XX века - И.А. Бунина и А.А. Блока.
С.Т. Колесников испытал воздействие поэтических картин И.И. Левитана. В его собственных работах гораздо больше декоративности и изощренности рисунка. Они отличаются уплощенностью форм и объемов, сложностью цветового решения, плавной текучестью линий, свойственной стилю модерн, господствовавшему в русском искусстве на рубеже XIX-XX столетий. Верность ему художник пронесет через всю жизнь.
"Осень" пришла в Радищевский музей в 1977 году, из частного собрания известного хирурга М.Ф. Глазунова. Из этой богатейшей коллекции в музей поступили и другие замечательные произведения русских художников рубежа XIX-XX веков.
Ангелина Ступина, сотрудник Радищевского музея
При использовании материалов, взятых с данного сайта, ссылка на первоисточник обязательна.