Музейный проект "Выставка одной картины" даёт уникальную возможность познакомиться с произведениями искусства, десятилетиями не покидавшими запасник Радищевского музея.
2012 - год истории в России. Сколько героических дат! 1150-летие зарождения российской государственности, 770-летие битвы на Чудском озере, 400-летие изгнания польских интервентов из Москвы, 200-летие Бородинского сражения, 150-летие со дня рождения П.А. Столыпина… Сколько поводов вспомнить о делах минувших дней и воскресить в памяти имена людей, вошедших в Историю.
Смутное Время выдвинуло на историческую арену много неординарных личностей. Среди них выделяется "великий печальник за Русскую землю" патриарх Гермоген, человек сложного, неуживчивого характера, прямой, свято служивший своим убеждениям, а не личной выгоде. Его непоколебимость в вере была одной из составляющих в общей борьбе за независимость русского государства. Путём устной проповеди и тайно рассылаемых грамот Гермоген увещевал народ стоять за православную веру, за что был заключён осенью 1611 года в Чудов монастырь, где и умер заморенный голодом в феврале 1612 года.
Фигура Гермогена привлекала многих русских художников. В своё время к его образу обращались В. И. Суриков, И. Е. Репин, В. М. Васнецов, а также менее известные живописцы. Автор картины "Патриарх Гермоген отказывается подписать грамоту в пользу поляков" Сергей Дмитриевич Милорадович был продолжателем реалистических традиций в русском искусстве второй половины ХIХ века. Он писал картины на историко-религиозные сюжеты, портреты, пейзажи, бытовые композиции и демонстрировал свои работы на выставках Товарищества передвижных художественных выставок, членом которого он был с 1894 года. Происходя из среды духовенства и хорошо зная его быт и нравы, художник часто изображал сцены из жизни священников, а также обращался к темам из истории церкви. Работая над историческими полотнами, художник опирался не только на жизненные впечатления, он много читал источники, консультировался с историками.
Милорадович обратился к одному из самых драматичных эпизодов жизни патриарха, когда к нему, уже узнику, в очередной раз пришли бояре и поляки требовать, чтобы он убедил нижегородское ополчение, подступившее к Москве, присягнуть на верность польскому королевичу. Тревожный свет свечи выхватывает из темноты фигуры и лица пришедших, которые плотным кольцом обступили Гермогена и настойчиво уговаривают его подписать лежащую на столе грамоту. В их лицах и движениях чувствуется страх. Все взоры с надеждой и угрожающей мольбой устремлены на патриарха. Бояре кто снисходительно уговаривает упрямого патриарха, кто увещевает, кто угрожает. Богатые одежды из меха, бархата и парчи гаснут в темноте, лишь ярко загораясь вблизи огня свечи блеском золотного шитья и переливами драгоценных тканей. Начальник польского гарнизона А. К. Гонсевский стоит поодаль, предоставляя возможность русским самим разбираться с опальным патриархом. Из-за его плеча выглядывает польский стражник в доспехах и шлеме.
Контрасты света и тени, тревожные тени на мрачных стенах кельи, напряжение в позах и лицах участников события обостряют трагическое восприятие картины. Автор, пытаясь выразить драматизм ситуации в психологическом состоянии персонажей, выбрал именно этот второй эпизод отказа Гермогеном подписать грамоту, хотя первый, когда боярин М. Салтыков замахнулся на патриарха ножом, а тот проклял его, более благодатен для показа эффектных поз и выплеска бурных эмоций. Художника взволновала необыкновенная нравственная твёрдость патриарха Гермогена, мужественно противостоявшего в одиночку изменникам. Патриарх выделяется экзальтированностью взгляда, обращённого к всевышнему, как бы просящему укрепить его силы. Он готов умереть за веру и решительно отстраняет от себя перо, благословляя нижегородцев на освобождение страны: "Да будет над ними милость от бога и благословение от нашего смирения! А на изменников да изольётся гнев Божий и да будут они прокляты в сём веке и в будущем!"
Патриарх Гермоген был похоронен в Московском Чудовом монастыре, при царе Алексее Михайловиче тело святителя было перенесено в Успенский собор. В 1913 году во время празднования 300-летия воцарения Романовых Гермоген был причислен к лику святых. На Красной площади, на месте будущего мавзолея, предполагалось воздвигнуть монумент, который должен был более чем в три раза превосходить по размерам памятник Минину и князю Пожарскому. Но мировая война и революции помешали планам. В марте 2012 года возле Кремля в Александровском саду был заложен камень на месте будущего памятника патриарху Гермогену. Нас ждёт ещё одно художественное воплощение образа святителя в понимании современного общества, в состоянии которого многие находят исторические параллели с событиями 400-летней давности. Каков он будет, покажет время…
Приклонская Вероника, сотрудник Радищевского музея