Выставка из цикла "Графический альбом Радищевского музея" посвящена 200-летию Отечественной войны 1812 года.
В её состав вошли более пятидесяти ценных гравюр и несколько рисунков мастеров первой половины XIX века русской и европейских школ. Экспозиция выставки размещена в двух залах графики.
Зал русской гравюры и рисунка Радищевского музея включает более тридцати листов.
Первые произведения, посвящённые эпохе 1812 года, поступили вскоре после открытия музея (1885). Несколько экспонатов происходят из собрания его основателя А. П. Боголюбова. В 1889 году в дар от Г. П. Горской был передан большой "Альбом гравированных портретов некоторых русских и иностранных полководцев, участвовавших в войне 1812 года".
В 1900 году в составе коллекции А.Д. Столыпина, отца саратовского губернатора и премьер-министра П. А. Столыпина, поступила известная гравюра А. Г. Ухтомского "Отец, благословляющий сына в ополчение". В 1920-е годы многие работы были переданы из Вольского художественного культурно-исторического музея, куда ранее поступали ценности, реквизированные из дворянских усадеб Вольского уезда Саратовской губернии. Некоторые из них находились в крайне плачевном состоянии. В ходе подготовки выставки потребовалась реставрация большинства экспонатов, с успехом проделанная музейным специалистом А. Н. Коневцевой.
Героические события Отечественной войны 1812 года вызвали небывалый патриотический подъём во всем русском обществе и нашли отклик во множестве художественных произведений. Графика, и особенно гравюра, позволяла быстро и масштабно реагировать на происходившие события.
Самый больший раздел выставки – портреты русских участников Отечественной войны 1812 года. Популярность героев была так велика, что уже при их жизни появилось множество изображений. Из этой обширной иконографии Радищевский музей располагает работами С. Карделли, И. С. Клаубера, К. В. Ческого, А. Г. Ухтомского, А. А. Флорова, Ф. Вендрамини, П. И. Масловского, А. Афанасьева, С. П. Шифляра, С. Д. Баскакова, К. Анисимова, М. Иванова,а также неизвестных авторов.
Широкую известность приобрели портретыСальватора Карделли – мастера резцовой гравюры, приехавшего в Россию из Рима в конце XVIII века и работавшего здесь около четверти столетия. В музейной коллекции хранятся принадлежащие его резцу портреты П. И. Багратиона, Н. Н. Раевского, П. М. Волконского, И. Д. Иловайского, М. С. Воронцова, П. Х. Витгенштейна. М. И. Платова, В. В. Орлова-Денисова, А. И. Горчакова. Центральное место на выставке занимают два крупноформатных парадных конных портрета, изображающие М. И. Кутузова и М. И. Платова,награвированные С. Карделли с рисунков А. О. Орловского.
В экспозицию включены лубочные портреты М. Б. Барклая де Толли и Ф. Ф. Винценгероде,отличающиеся большим своеобразием. В лубочной манере выполнены аллегорические композиции неизвестных авторов – "Император Александр I восстанавливает Францию 1814 года" с Францией в образе Минервы, любезно направляемой к трону "освободителем Европы", и "Император Александр I восстанавливает Мир в Европе 1814 года". Последняя выполнена по гравюре Карделли.
Форма аллегории использована Карделли в эффектной крупноформатной гравюре "Освободители Европы", посвященной широко известному сюжету вступления союзных войск в Париж в марте 1814 года.
Галерею гравированных портретов прославленных участников войны дополняет оригинальная графика. На акварели С. Г. Чирикова изображен П.Г. Боголюбов – полковник, ветеран войны 1812 года, отец основателя музея А.П. Боголюбова.
Из собрания А. П. Боголюбова происходит ещё два редких экспоната – рисунок "Чудное избавление от грабежа" И. Ф. Тупылева (1812) и "Портрет дяди" М.Ю. Лермонтова. На рисунке поэта изображён Афанасий Алексеевич Столыпин – двоюродный брат Е. А. Арсеньевой.
Возможно, что именно к нему - артиллерийскому офицеру, участнику Бородинского сражения, а затем саратовскому помещику - обращается в первых строках своего стихотворения "Бородино" поэт М. Ю. Лермонтов.
В экспозиции зала зарубежной гравюры представлены более двадцати работ первой половины XIX века. Это редкие и разнообразные по жанру гравюры, авторами которых являются известные мастера европейской школы, а также неизвестные граверы.
Большое количество произведений было создано современниками этих событий. В основном это портреты участников наполеоновских войн, героев Отечественной войны 1812 года и заграничного похода русской армии 1814 года, батальные сцены.
Экспозицию зала открывает портрет русского императора Александра I. Выполненный известным австрийском художником-миниатюристом и гравером – Карлом Агриколой с собственного оригинала. Император взял на себя роль полководца и, одновременно, лидера нации, освобождающей свою родину от нашествия Наполеона.
Роль Александра I как освободителя Европы отражена в аллегорической композиции английского гравера Эдуарда Скривена с оригинала Джона Аткинсона "Александр I, император России, Освободитель Народов".
Работы из серии "Жизнь солдата" французского гравера Ж.-П.-М. Жазе, исполненные в технике акватинты, посвящены битвам "наполеоновских войн". Все они поступили в 1886 году от основателя Радищевского музея – А. П. Боголюбова. Среди них "бой под Фридландом", "Битва при Ваграме", "Кампания во Франции 1814 года" воссоздают значимые события военных действий в Европе.
Одним из самых кровопролитных было сражение за Париж, которое закончило эпоху "наполеоновских войн": 31 марта в 2 часа утра капитуляция Парижа была подписана.
Этому историческому событию посвящена работа неизвестного гравера первой половины XIX века "Сражение под стенами Парижа"
Значительный раздел экспозиции состоит из портретов европейских полководцев и государственных деятелей, а также героев Отечественной войны 1812 и заграничных походов. В их число входят гравюры С. Шифляра "Портрет генерала Моро", К. Анисимова "Портрет К. Шварценберга", а также работы неизвестных граверов - "Портрет Гебхард Леберехт фон Блюхера" и "Портрет лорда Веллингтона".
Ряд экспонатов – восемь портретов – воспроизводят знаменитую Военную галерею Зимнего дворца, которая состоит из 332 портретов русских генералов, участвовавших в Отечественной войне 1812 года. Гравюры выполнены в технике меццо-тинто английскими мастерами Генри Доу и Томасом Райтом с живописных оригиналов Джорджа Доу. Это портреты Федора Петровича Уварова, Дмитрия Дмитриевича Куруты, Фабиана Вильгельмовича Остен Сакена, Александра Дмитриевича Балашова, Николая Григорьевича Репнина-Волконского, Петра Христиановича Витгенштейна, Дмитрия Дмитриевича Шепелева, Василия Васильевича Орлова-Денисова. Все они поступили в 1923 году из Вольского музея.
Один из русских героев Отечественной войны 1812 года Матвей Иванович Платов был чрезвычайно популярен в Европе. Его портреты особенно часто воспроизводились различными зарубежными граверами. Гравюра английского мастера Уильяма Уорда, выполненная в технике акватинты с оригинала Томаса Филипса, – лист редкой иконографии, один из немногих, где Платов изображен на коне.
Работа французского мастера Жана Годфруа "Венский конгресс" является центром экспозиции и, одновременно, её логическим завершением. Она выполнена с рисунка Ж.-Б. Изабе, присутствовавшего на конгрессе в качестве члена французской делегации, где представлены портреты 23-х его участников. Главными представителями России на этом конгрессе были император Александр I и министр иностранных дел граф Карл Васильевич Нессельроде.
Некоторые европейские гравюры были специально отреставрированы для настоящей выставки реставратором Радищевского музея Коневцевой А. Н. Многие работы экспонируются впервые.
Боровская М.И.,зав. сектором графики
Алексеева В.Ю. ст. научный сотрудник сектора.