НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

«200 летию победы в войне 1812 года посвящается». Выставка из собрания Пушкинского Заповедника

c 11 октября по 11 ноября 2012Псковская область
Мошарский. Николай Федорович Арендт (1785-1859). Вторая четверть ХIХ в.
А.Г. Ухтомский с оригинала В.И. Машкова. Алексей  Петрович Ермолов (1776-1861), генерал от артиллерии. Первая треть ХIХ в.
А.Э. Мюнстер. Наместник Кавказский - князь М.С.Воронцов (1782 - 1856). Из серии приложений к изданию «Русский художественный листок»  В. Тимма. 1854
... все плащи, да шпаги,

Да лица, полные воинственной отваги.

Толпою тесною художник поместил

Сюда начальников народных наших сил,

Покрытых славою чудесного похода

И вечной памятью двенадцатого года.

А.С. Пушкин «Полководец. 1835

«И вечной памятью двенадцатого года» вдохновлена камерная выставка в Тригорском из фондов Пушкинского Заповедника. В экспозиции – галерея графических портретов героев Отечественной войны, среди которых Михаил Богданович Барклай де Толли (1761 - 1818), Дмитрий Владимирович Голицын (1771 - 1843), Алексей Петрович Ермолов (1776 - 1861), Леонтий Васильевич Дубельт (1792 - 1862), Надежда Андреевна Дурова (1783 - 1866), Николай Федорович Арендт (1785 - 1859), Гаврила Петрович Назимов (1794 - 1850)… В постоянной экспозиции музея представлен портрет участника войны двенадцатого года - Петра Гавриловича Борзова (1781/2 - 1812), брата Надежды Гавриловны Вульф, родственника тригорских Вульфов.

Во время наполеоновского нашествия Пушкин учился в Царскосельском Лицее. И.И. Пущин в «Записках» (1863) отметил: «Жизнь наша лицейская сливается с политическою эпохою жизни русской. Приуготовлялась война 1812 года». О том времени Пушкин скажет:

Вы помните: текла за ратью рать,

Со старшими мы братьями прощались

И в сень наук с досадой возвращались,

Завидуя тому, кто умирать

Шел мимо нас…

«Была пора: наш праздник молодой…» 1836

Поэт был знаком лично со многими героями войны. Так, в начале мая 1829 года он, направляясь на Кавказ, сделал двести лишних верст и заехал в Орел, чтобы познакомиться с А.П. Ермоловым. В первой главе «Путешествия в Арзрум» Пушкин описал эту встречу. Позднее, в начале апреля 1833 года, в письме к Ермолову он выражал желание быть издателем его «Записок» или «историком» его жизни и деятельности.

На Кавказе Пушкин познакомился с Василием Андреевичем Дуровым. Его сестрой была Надежда Андреевна Дурова, первая русская женщина-офицер. Личному знакомству с ней предшествовала их переписка, относительно издания «Записок кавалерист-девицы» (1835 - 1836). 24 мая 1836 года Дурова приехала в Петербург, где встретилась с Пушкиным. Во втором номере «Современника» он напечатал отрывок из ее «Записок» со своим предисловием: «С неизъяснимым участием прочли мы признания женщины, столь необыкновенной; с изумлением увидели, что нежные пальчики, некогда сжимавшие окровавленную рукоять уланской сабли, владеют и пером быстрым, живописным и пламенным». В IV томе «Современника» Пушкин известил читателей о выходе в свет первого тома «Записок» и обещал по выходе второго тома «разобрать книгу, замечательную по всем отношениям». Смерть помешала осуществить это намерение. О встречах с поэтом Надежда Андреевна вспоминала в книге «Год жизни в Петербурге…» и в «Автобиографии», написанной в 1860 году для «Энциклопедического словаря».

В третьем номере «Современника», вышедшем 30 сентября 1836 г., без подписи напечатано стихотворение «Полководец». Строка из этого пушкинского посвящения памяти М.Б. Барклая де Толли стала названием выставки. В экспозиции представлен его гравированный портрет по оригиналу дерптского живописца и гравера Карла Августа Зенфа (1770 - 1836), созданного в 1816 году. Это был единственный живописный портрет полководца, писанный с натуры. Его судьба, исполненная трагизма и величия, занимала поэта. «Стоическое лицо Барклая есть одно из замечательнейших в нашей истории, - писал Пушкин Н.И. Гречу 13 октября 1836 года. – Не знаю, можно ли вполне оправдать его в отношении военного искусства, но его характер остается вечно достоин удивления и поклонения». Барклай де Толли командовал всей русской армией на начальном этапе войны, после чего был замещен Михаилом Илларионовичем Кутузовым (1745 - 1813). «Слава Кутузова неразрывно соединена со славою России, с памятью о величайшем событии новейшей истории» («Объяснение», 1836). Памяти генерал-фельдмаршала посвящено стихотворение А.С. Пушкина «Перед гробницею святой…» (1831). В 1813 году М.И. Кутузов был погребен в Казанском соборе в Петербурге. В собор были помещены на вечное хранение трофеи – сто семь орлов и штандартов, 93 ключа от крепостей и городов, взятых русской армией, и жезл французского маршала Луи-Никола Даву, захваченный 5 ноября 1812 года в бою под городом Красным Смоленской губернии.

25 декабря 1837 года, в 25-летнюю годовщину изгнания наполеоновских завоевателей из пределов России и завершения Отечественной войны 1812 года, перед Казанским собором состоялось торжественное открытие памятников русским полководцам – Михаилу Богдановичу Барклаю де Толли и Михаилу Илларионовичу Кутузову. Модели этих памятников видел в мастерской скульптора Бориса Ивановича Орловского (1792 - 1837) Пушкин. Эти впечатления отразились в стихотворении «Художнику» (25 марта 1836 года):

Грустен и весел вхожу, ваятель, в твою мастерскую:

Гипсу ты мысли даёшь, мрамор послушен тебе:

Сколько богов, и богинь, и героев!.. Вот Зевс громовержец,

Вот исподлобья глядит, дуя в цевницу, сатир.

Здесь зачинатель Барклай, а здесь совершитель Кутузов.

Память о войне двенадцатого года воплотилась во всех видах изобразительного искусства, в архитектуре, музыке и литературе. Символом этой эпохи, этого времени в экспозиции выставки стали часы начала XIX в., принадлежавшие Александру Максимовичу Вындомскому (1750 - 1813), отцу Прасковьи Александровны Осиповой. Украшенные военной атрибутикой – знаменами и лавровым венком победителя, - они словно иллюстрируют строки А.С. Пушкина: «Между тем война со славою была кончена. Полки наши возвращались из-за границы. Народ бежал им навстречу. Музыка играла завоеванные песни: Vive Henri-Quatre, тирольские вальсы и арии из Жоконда. Офицеры, ушедшие в поход почти отроками, возвращались, возмужав на бранном воздухе, обвешанные крестами. Солдаты весело разговаривали между собою, вмешивая поминутно в речь немецкие и французские слова. Время незабвенное! Время славы и восторга! Как сильно билось русское сердце при слове отечество! Как сладки были слезы свидания! С каким единодушием мы соединяли чувства народной гордости и любви к государю! А для него, какая была минута!». Именно в этом контексте следует понимать и помещенные на выставке камерный бюст Наполеона и живописный портрет императора Александра I. Напомним, что поверженного завоевателя михайловский изгнанник Пушкин назвал, наряду с Байроном, «гением» и «властителем дум» («К морю», 1824). А своему венценосному гонителю одной строкой – «Он взял Париж, он основал Лицей» («19 октября», 1825) - воздал должное с великолепным великодушием и восхитительной, так свойственной ему благодарностью.

Дарья Плотникова

www.museum.ru/N46985
Ваше мнение »»

»»Музей-заповедник А.С. Пушкина "Михайловское" (Пушкинский Заповедник)
Адрес:Псковская область, Пушкиногорский район, с. Михайловское
Проезд:См. здесь
Телефоны:(81146) 2-1762, 2-2319, экс.бюро 2-2321, 2-2609
сайт:pushkinland.ru/
EMail:,


Смотрите также:
    · афишу: музея, , региона
    · актуальные: мемориальные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 15.08.2020  x    ?  


Презентация картин Германа Нитча - дара художника Третьяковской галерее

Шедевры из Казани. От Рериха до Кандинского. К 100-летию Республики Татарстан

Выставка "Богов античных дивные черты…" в Музее-заповеднике "Царицыно"

95 лет со дня рождения Юрия Трифонова. Вечер памяти

Музей ВДНХ и Центр «Слово» можно бесплатно посещать по будням

Выставочная программа "Инновация-2020"

Полина Заремба - «Голубое золото»

Новый уличный проект «Тридцать три знака» в центре Петербурга

Открытая литературная школа "Проза над линией фронта" в Музее Анны Ахматовой

Выставка "Дикая природа России" в Русском музее фотографии

Екатерина Лукина - проект «Ваби Саби. Петербург»

Марина Федорова. Cosmodreams

Новая экспозиция «Калязин. Фрески затопленного монастыря» в Музее архитектуры имени А.В. Щусева

Александр Попыкин. Моя музыка

Выставочный проект "Экология и творчество" в Музее Востока

Иван Новиков. Против зерна

Выставка "Лето 2020"

Некоторый беспорядок. Произведения из коллекции Антуана де Гальбера

Николя Флок «Подводные пейзажи»

«Животные на монетах»: новая выставка в Музее Международного нумизматического клуба

Андреа Стелла «Легенда спящих»

День Москвы в музее танка Т-34

Алексей Титаренко. Город теней

Сергей Чиликов. Ретроспектива


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2020 Museum.ru