Благодарю Вас за цветы:
Они священны мне: порою
На них задумчиво покою
Мои любимые мечты…
Н.М. Языков. К П.А. Осиповой. 1827
Проект «Благодарю Вас за цветы» - это совместная работа лесопарковой, фондовой, библиотечной, издательской и выставочной структур Пушкинского Заповедника. Сочетание разнообразного материала обусловлено стремлением авторов, во-первых, продемонстрировать флористические мотивы как основу «эстетизированного» быта XIX века, во вторых, объединить под общим названием две темы: признательность за эстетическое удовольствие, доставленное подарком или сообщением с цветочным шифром, и благодарность за труд устроителей и исследователей усадебных цветочных картин - и, как следствие, охватить взглядом несколько исторических эпох.
Выставка приурочена к 200-летию со дня рождения Н.Н.Пушкиной, которая вместе с детьми и сестрой А.Н. Гончаровой лето 1841 года провела в сельце Михайловском Псковской губернии. Длительное общение с живым, многоцветным миром памятного пространства, вероятно, вызвало у нее желание сохранить это чувство надолго в памяти, особенно у детей. Вместе они собирали цветы, которые аккуратно засушивали, а затем составляли разные цветочные композиции. Так появился гербарий из цветов, собранных в парке и лугах Михайловского, который сегодня хранится в Славянском музее А.С. Пушкина в Бродзянах. Спустя полтора века сотрудники лесопаркового отдела Пушкинского Заповедника предприняли основательный труд. Они не только воссоздали эти композиции, но и дополнили их научным комментарием, постепенно собрали научный гербарий трав и цветов Михайловского. Часть его (40 наименований) представлена на выставке. Здесь также можно познакомиться с архивными материалами, увидеть личные вещи исследователей, фотографии, книги, современные художественные альбомы, пособия по цветоводству, ботанике, экологии, полюбоваться видами заповедных пушкинских мест.
В залах анфилады, среди букетов известных графиков и живописцев (В. и Е. Звонцовых, Н. Трубиной, О. Дмитриева, Цзян Шилуня и др.), живописных видов Пушкиногорья Н. Трубиной, Е. Кошевой, С. Репина, Н. Фомина и других художников, экспонируются 9 рукописных альбомов XIX века, которые с полным правом можно назвать самыми ценными экспонатами выставки. Семь из них относятся к I трети XIX века, один датируется 1840 – 50-ми гг., другой заполнялся в 1874 году. В каждом из них помимо записей есть рисунки с изображением отдельных цветов, венков и букетов.
С незапамятных времён считается, что цветы обладают особыми свойствами, используя которые легко выразить многообразие человеческих чувств. С их помощью велись нескончаемые молчаливые диалоги. Например, по числу бутонов на гиацинте узнавали о дне встречи, а по количеству цветков на колокольчике уточнялось время свидания. Язык цветов, или селам, прочно входит в обиход отечественной дворянской культуры, особенно в сферу этикета и литературного быта.
Книги XVIII - начала XIX веков выставляются довольно редко. Они требуют особого режима и условий экспонирования. На выставке воссоздан интерьерный уголок библиотеки усадебного дома со старинным книжным шкафом, секретером, стулом и креслом XIX века. В шкафу – книги по садоводству, сельскому хозяйству, ботанике, об основах полеводства и цветоводства на французском, немецком и русском языках. Самое раннее издание – «Сельская экономика, или Простые заметки…» на французском языке, выпущенное в 1770 году. Подобная литература была неотъемлемой частью усадебных библиотек.
Предметы декоративно-прикладного искусства с цветочным орнаментом являются украшением экспозиции. В витринах представлена часть уникальной коллекции бисера из собрания Пушкинского Заповедника с букетами и цветочным орнаментом. Бисерная вышивка использовалась для изготовления настенных панно, плоских сумочек, кошельков, закладок, вставок в записные книжки, бювары, портмоне. Выбор рисунка определялся с учётом смысловой нагрузки, особенно если изделие предназначалось в дар. При помощи изображений цветов, животных и растений можно было составить настоящее послание. Роза – самый распространённый символ в цветочных посланиях. Это и знак тайны, и эмблема смерти, но в тоже время символ любви и молчаливости. Она может символизировать небесное совершенство и любовную страсть, девственность и сладострастие, милосердие и мученичество, триумф, красоту, счастье и превратности любви и брака (ведь розы с шипами). Венок из роз мог означать награду красоте и добродетели.
Используя селам (язык цветов), можно и сегодня попытаться разгадать, чтo зашифровано при помощи бисера, и прочитать послания, сохранившиеся в альбомах уездных барышень. В России с середины позапрошлого века для влюбленных выпускали даже открытки «Язык цветов». Образцы их представлены в экспозиции. Для выражения своих чувств и намерений достаточно было на соответствующей открытке поставить только свои инициалы и послать адресату. К сожалению, сейчас язык цветов практически забыт. Но всё же к месту и со смыслом подаренный букет помогает легкости и непринужденности общения. Составляя его, лучше знать что цвет, форма, количество и оформление цветов – всё имеет значение.
Т.В. Морозова,
заведующая выставочными залами
Научно-культурного центра Пушкинского Заповедника