В Самарском художественном музее 6-7 сентября 2012 года проходила научная конференция "Окрестности авангарда", посвящённая 95-летию коллекции русского авангарда Самарского областного художественного музея. В конференции принимали участие искусствоведы ГМИИ им. Пушкина, Музея МАРХИ, Екатеринбургского музея изобразительных искусств, Оренбургского государственного университета, Самарского областного художественного музея и других.
Тематика конференции касалась вопросов эстетики "классического" авангарда начала ХХ века и интерпретации художественного опыта авангарда в российском и зарубежном искусстве 1980-2010-х годов. Представители ведущих музеев России рассказали об истории сохранения музейных коллекций авангарда, представив "забытые" имена художников ХХ столетия. Целая группа выступлений касалась вопросов художественного образования в разных регионах России в 1920-е годы.
Саратовский Радищевский музей принял активное участие в работе конференции. Е.И. Водонос выступил с докладом "Неслучившийся авангардист: судьба Алексея Кроткова (1904-1943)", представив публике творческий портрет художника на фоне широкой исторической панорамы художественной жизни города и страны первой половины ХХ века.
Я, Елена Дорогина, и Галина Беляева посвятили своё выступление "По ту сторону соцреализма. Неофициальное искусство в Саратове в 1950-1980-е годы" группе саратовских художников-нонконформистов: Николаю Гущину, Михаилу Аржанову, Владимиру Солянову, Виктору Чудину, Вячеславу Лопатину, представив их творчество как культурное явление, соотносимое по масштабу с московским и ленинградским нонконформизмом.
Дорогина Елена Алексеевна,
заведующий отделом отечественного искусства 20 – 21 веков Радищевского музея