Фотовыставка Алексея Георгиевича Платонова "Брожу по тишине", открытая 21 сентября 2012 года в художественно-мемориальном музее К.С.Петрова-Водкина (филиал Радищевского музея), – первая персональная выставка фотографа-любителя, хотя он с фотоаппаратом уже полвека.
Его "хорошо поставленный" от природы глаз был виден, в основном, его близким и друзьям. Как говорит Алексей Георгиевич: "Все мои увлечения – охота, рыбалка, интерес к лодкам, да и фотография, перешли "по наследству" от отца". А отец у нашего автора во всех смыслах замечательный – наш земляк Герой Советского Союза Георгий Фёдорович Платонов. В последний год войны у него появился трофейный фотоаппарат, с которым он потом не расставался и в мирное время. И сейчас та фронтовая "Лейка" хранится в доме Героя. В 2007 году в художественно-мемориальном музее К.С.Петрова-Водкина была организована выставка отца, на которой были представлены уникальные чёрно-белые фотографии тех далёких лет. У сына всё началось с простенькой "Смены", подаренной отцом одиннадцатилетнему Алёше, теперь он снимает хорошей цифровой камерой. В домашнем архиве Алексея Георгиевича более 40 тысяч фотографий, но в экспозиции музея представлено немного, чуть более 50. Здесь можно увидеть фотографии, выполненные в разных жанрах, преимущественно пейзаж, есть натюрморт (макросъёмка цветов и насекомых), уличные зарисовки и картинки из жизни. Главное увлечение, переданное отцом Алексею Георгиевичу, – любовь к родной земле. О нём можно сказать, что он настоящий краелюб. Мало в Хвалынске найдётся людей, так хорошо знающих историю своей земли, её природы, причём мыслит о ней Алексей Георгиевич с государственным размахом. Неслучайно, именно он одним из первых заговорил о туристическом потенциале Хвалынского района и даже во второй половине 1990 годов возглавлял в городе туристическую фирму.
Он автор нескольких статей в туристических сборниках, герой документальных фильмов – "Берега", "Когда вернутся фламиного?". Кстати, Алексей Георгиевич – знаток маломерных (и не только) судов: в разные годы в его "хозяйстве" имелась разнообразная речная техника - от гребных лодок и катеров до речного теплохода, причём своими руками он перебрал множество моторов и всевозможных узлов для них. Наш автор имеет образование инженера-механика, он профессиональный автомобилист, поэтому с техникой на "дружеской ноге". Почему же этот сильный, хемингуэевской складки человек словно бы прячется в лирический пейзаж? Дело в том, что многие фотографии выполнены во время многочисленных походов и экспедиций автора по Волге, Терешке и окрестностям Хвалынска.
Алексей Георгиевич в течение многих лет наблюдал состояние и изменение биотических и экологических факторов территории водохранилища в акватории Хвалынского района. Неслучайно А.Г.Платонов был членом комитета по спасению Волги (существовал такой в 1990-е годы), он автор нескольких статей о состоянии реки. Алексей Георгиевич ведёт дневники наблюдений, и многие фотографии – иллюстрации этих дневниковых записей.
Например, в дневнике 2006 года есть такая запись: "…впервые за 20-летние наблюдения водохранилища обнаружил прибрежное водное растение - рогоз, растущий на удалении от берега Саратовского водохранилища, в прибойной зоне…". И этот рогоз можно видеть на фотоснимке, который был сделан с лодки – так далеко от берега появились водные погружённые растения. Но не только по воде осуществляет автор свои, часто одиночные экспедиции, он "измерил" ногами многие километры береговой полосы Хвалынского района, преодолевая опасные оползни, овраги, девственные заросли, чащобники из древесно-кустарниковых зарослей со звериными тропами, где нога человека не ступала многие десятилетия. Его фотоглаз "констатирует" обмеление прибрежной зоны, "цветение" и закисание волжской воды, захламление берега мусором, разрушение берегов под действием воды, микроклимата и ветрового режима, изменившихся со времени строительства Саратовской ГЭС. Но Алексей Георгиевич умеет не только фиксировать повседневность, но создавать её яркие, врезающиеся в память образы. Чувствуется, что фотообъектив находится в руках человека тонкой души. На его фотографиях любопытствующий уж, ласточки, сидящие на проводах, как ноты в нотном стане, кот-охотник с "уловом" в виде рыбы - не как на беспристрастной фотографии, а как на пристрастной картине. Тишина, покой, запечатленные в его снимках, сродни полотнам русских художников. Фотопейзажи Алексея Георгиевича – это его земля. Её красота слилась с его жизнью. Вошла в неё. Осветила. Его фотоработы дают ощутить реальность того чувства, которое мы внятно и просто называем чувством Малой Родины и понимания, что сохранение родного пейзажа, во всей этой первозданности - цель не меньшей государственной важности, чем мегаватты, произведенные на Саратовской ГЭС. Он – знаток и наблюдатель, который очень любит землю, но живёт "на первом этаже неба". Это оттуда, из неба, такой берущий за душу полёт.
Макросъёмка гордых обитателей клумб, взлелеянных руками его жены – ещё одна страница его фотодневника. У каждого цветка свой характер: кто-то нежный и трепетный, а кто-то, наоборот, напористый и волнующий – все они уникальны, часто на фотографиях они живут в дружбе с насекомыми.
Иногда на фотовыставках сталкиваешься с таким мнением, что хорошая фотография обязательно должна быть уникальна: "Ну, сколько можно снимать уже эти берёзки, речки, цветы?". Продолжая рассуждать подобным образом, каждый новый спортсмен должен изобретать свой особенный, уникальный вид спорта, а не бить поставленные кем-то ранее рекорды. Спортсмены, побившие рекорд предшественника лишь на йоту, становятся мировыми призерами, олимпийскими чемпионами. Масса произведений, не заключая в себе ничего нового по содержанию, имеет, тем не менее, своеобразную форму, новые оттенки выражения мыслей. Поэтому Алексей Георгиевич, соревнуется сам с собой, вновь и вновь пытаясь сделать кадр, который будет хоть на крупицу лучше и интереснее, чем существовавший ранее.
В.И. Бородина