НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Эпитафия кельнского мастера круга Яна Ван Утрехта из собрания Радищевского музея

c 13 сентября по 13 октября 2012Саратовская область
Кельнский мастер конца XV века,  Круг Якоба Класа Ван Утрехта   ''Коронование Марии Троицкой со   сценами явления воскресшего Христа'' Эпитафия   Дерево (липа), темпера, масло, позолота. Радищевский музей
В собрании Радищевского музея несколько редких, уникальных для российских музеев, немецких алтарных досок XV века. Расшифровка сюжета и атрибуция произведений средневекового католического искусства - всегда большая проблема для исследователя. Но самой сложной задачей, задачей со многими неизвестными, для нас оказалась резная икона, о которой речь пойдет сегодня. В музейный инвентарь она была записана как "икона неизвестного мастера 17 века". Проблема осложнялась тем, что фрагмент изображения, а также часть лепной рамы с надписью утрачены.

Сразу удалось понять лишь одно – главной частью композиции является Коронование Девы Марии Святой Троицей. В центре – Иисус Христос, благословляющий Богоматерь. Она справа, стоит перед своим сыном на коленях. Два ангела держат над головой Девы Марии корону. За спиной Христа, слева от него - группа из пяти Предстоящих. Из латинских надписей над головами трёх мы узнаем, что это предки Господа: "Иоаким, Анна, Давид". Рядом с ними – мужчина и женщина, видимо, заказчики. В верхней части композиции, на троне восседает Бог-Отец, под ним парит голубь, олицетворяющий Святого Духа. По обе стороны от Бога-отца в виде клейм изображены сцены Явления Христа Марии Магдалине и его ученику Фоме (известному нам как Фома Неверующий).

Возникает вопрос, как же связаны между собой эти сцены ? Дело в том, что "Коронование" является здесь одновременно и сценой Явления воскресшего Христа матери. Такие сюжеты обычно объединялись на праздничных - пасхальных иконах, где изображались сцены Явления воскресшего Христа разным людям. О Явлении Христа Деве Марии сообщается только в так называемой Золотой легенде (Легенда ауреа) где собраны апокрифические сведения о жизни Иисуса Христа "Утром в день Воскресения... Дева Мария в слезах молилась, чтобы ее сын пришел и утешил ее. Христос явился, облачённый в белые одежды, и она пала перед ним на колени". Надписи в произведениях средневекового искусства – ключ к пониманию смысла изображения. Но их расшифровка - на авторской лепной раме, свитке и в открытом Евангелии - для специалистов в области латинского языка оказалось невыполнимой задачей. Ведь тексты написаны на средневековой вульгаризированной латыни с апострофами, сохранилась только часть рамы, а в Евангелии видны лишь отдельные буквы и части слов. Зашли мы и в костел, но католический священник только растерянно развел руками. Стало ясно - помочь может только человек, специальностью которого является расшифровка текстов в средневековых европейских источниках. Такого специалиста удалось найти в Российской Академии Наук - историк-палеограф Владимир Николаевич Малов справился с этой задачей блестяще. Он расшифровал, что надпись раме - фрагмент стихотворного гимна в честь Марии: "..letared//Alleluia//D[omi]n[u]m quem meruisti portare// Alleluia"(... радовать|| Аллилуйя || Господа, которого ты удостоилась носить во чреве || Аллилуйя ...). Надпись на свитке также славит Деву Марию: “Salve, santa parens" (Славься, святая родительница). Сложнее всего было разобрать текст Евангелия. В раскрытой книге видны строки, в которых звучит надежда на спасение. За перевернутой левой страницей читаются буквы предыдущей страницы: "А I 1", что означает: "Apud Iohannen 1..." (от Иоанна), а "1" - первая цифра номера главы. В нашей библии это глава 17 - с молением Христа за учеников-апостолов: "o Pater // [slava hos] quid // verentur // Filiu[m] // Viri // in orbi". (Отче, спаси тех, ибо они имеют страх перед сыном человеческим здесь, на земле).

Казалось, все иконографические вопросы решены. Однако до окончательного понимания смысла изображения было еще далеко. Здесь нам на помощь пришел хранитель старой немецкой и нидерландской живописи Картинной Галереи Берлина доктор Райнольд Гроссханс. Оказалось, что наша композиция представляет собой эпитафию - моление за умерших. Главным признаком эпитафии является изображение умершего, предстоящего в молельной позе, иногда вместе с членами своей семьи, с указанием его имени и даты смерти. Часто сам умерший был заказчиком эпитафии – ведь она заказывалась еще при жизни, и впоследствии только дописывали дату кончины. Имя умершего и год смерти обозначали, как правило, на нижней части рамы, утраченной в нашей картине. Таким образом, вполне понятным стало и место заказчиков рядом с предками Христа, и текст Евангелия: "Отче, спаси тех, ибо они имеют страх перед сыном человеческим здесь, на земле".

Для эпитафии могли быть использованы различные темы - Распятие, Воскресение, Христос на троне. Иконографический тип эпитафии "Коронование Марии" встречается в городе Кельне, Земля Вестфалия, в последней четверти XV века. На этом основании наша работа тоже была отнесена Вестфальскому художнику этого времени. И последнее открытие - она была выполнена мастером, входящим в окружение известного нидерландского живописца конца XV века Якоба Клааса ван Утрехта. К счастью, одна из работ ван Утрехта, которая находится в Картинной Галереи Берлина, была исследована в инфракрасных лучах. Благодаря этому стало видно, что под верхними красочными слоями находится совсем другое изображение. Эта ранняя, записанная позже художником композиция оказалась во многом идентична иконе из Радищевского музея. Сходство, которое не может быть случайным, говорит о том, что в основе обеих произведений лежит единый образец. В этом нет ничего удивительного. В ХV столетии нидерландский город Утрехт и немецкий город Кельн входили в одно епископство, и именитый мастер Якоб Клаас ван Утрехт работал в обоих городах. Его картины служили образцом для многих немецких живописцев. В их числе – автор эпитафии из собрания Радищевского музея.

Савицкая Т.Е.,

зав. отделом зарубежного искусства СГХМ им. А.Н. Радищева

www.museum.ru/N46788
Ваше мнение »»

»»Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева
Адрес:Саратовская область, г. Саратов, ул. Радищева, 39, ул. Первомайская, 75
Проезд:Городским транспортом до ост. "ул. А.Н. Радищева"
Телефоны:(8452) 26-16-06, 26-12-09
сайт:radmuseumart.ru
EMail:,


Смотрите также:
    · афишу: музея, города, региона
    · актуальные: другие

важные события  x    ?  
новости от 04.06.2023  x    ?  


LVII Всероссийский Пушкинский праздник поэзии в Михайловском

День русского языка в Пушкинском Болдине

"Любовь и тайная свобода…" - концерт ко дню рождения А.С. Пушкина в Музее Достоевского

День рождения Пушкина в Музее Анны Ахматовой

Пушкинский праздник поэзии в Берново

ВДНХ приглашает на мероприятия ко дню рождения Александра Сергеевича Пушкина

205 лет Театру Гонзаги в Музее-заповеднике «Архангельское»

Ко дню рождения А.С. Пушкина. Литературно-музыкальный вечер в Томском художественном музее

Выставка "Габриадзе в Петербурге"

Фестиваль исторической реконструкции «Град Петров»

Выставка «Век Эрте» в РОСИЗО

"Российской державы достойная дочь!". К 240-летию легендарной кавалерист-девицы Надежды Дуровой

Выставка "Музыка птиц" в Мемориальном музее-квартире Н.А. Римского-Корсакова

Музей истории российской литературы имени В.И. Даля на VIII Книжном фестивале «Красная площадь»

Выставка "Как студент Степан Крашенинников Камчатку открыл"

«Опрокинутая вселенная» в AZ ART Маросейка

Выставка «Атласное чудо с берегов Невы» в Тверском краеведческом музее

Музеи Московского Кремля примут участие в книжном фестивале «Красная площадь»

"Воронеж! Разрушенный, но непокоренный" - рисунки из альбома художника-графика В.В. Богаткина

Праздник «Конь казаку всего дороже»

Вечер к 125-летию со дня рождения Федерико Гарсии Лорки в Доме-музее А.И. Герцена

Программа мероприятий Музея Серебряного века – июнь 2023

«Территория влияния» - выставка о Советской военной администрации в Германии

Передвижной просветительский проект Русского музея в Детской городской больнице №1

Борис Назаренко "Глубинка"

«Адреса андеграунда». Неофициальное искусство Свердловска из музейных и частных собраний

Выставка «Охотники, шуты, марионетки: тайные общества Республики Мали» в Музее Востока

50 книг Бахрушинского музея будут презентованы на фестивале «Красная площадь»

Другие грани: русский авангард из музейных и частных собраний Урала в Нижнем Новгороде

Выставка «Северный ветер» в Старой Ладоге

"Салоны" Дидро. Выставки современного искусства в Париже XVIII века

Выставка «Легкой поступью по мостовой» в усадьбе «Измайлово»

Литературный музей «ХХ век» открыл «Портал в Арктику» в центре Петербурга

Выставка «Выбор Добычиной» в Музее русского импрессионизма

Выставка "Жизнь как кино" в Галерее Люмьер


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2023 Museum.ru