Полвека тому назад возродился в новом, музейном качестве некогда дружески распахнутый и такой гостеприимный для Пушкина Дом Осиповых и Вульфов в Тригорском. 21 августа 1962 года состоялось его торжественное открытие. Трудно представить, но четыре с лишком десятилетия были только:
И берег Сороти отлогий,
И полосатые холмы,
И в рощах скрытие дороги, -
но не было Дома, и, значит, многочисленным паломникам оставалось воображать вослед за Автором:
И дом, где пировали мы…
Без этой важнейшей четвёртой составляющей образ, поименованный как «Приют, сияньем муз одетый», оставался неполон. Дом необходимо нужен был, чтобы поселить туда прототипов и одновременно героев пушкинского романа в стихах. Чтобы Татьяна, стоя у окна, могла выводить «прелестным пальчиком»
На отуманенном стекле
Заветный вензель О да Е.
Чтобы ей было откуда, из каких сеней и с какого крыльца лететь прочь от Онегина, задыхаясь, падать на скамью, почти с тех самых пор носящую его имя и ставшую любимым мотивом не одного поколения художников…
Выставка, посвящённая 50-летию Дома-музея Осиповых и Вульфов, состоит из произведений живописи, а также авторских и безымянных произведений декоративно – прикладного искусства, посвящённых теме Тригорского. С целью подчеркнуть музейную принадлежность этих предметов мы предлагаем информацию о времени и способе их поступления в фонды Пушкинского Заповедника. Здесь же примеры книжных изданий «Евгения Онегина», начиная с 1899 и заканчивая 2011 годом, позволяющие увидеть особенности полиграфии и разнообразие иллюстраций к роману. Всех их, больших и малых, знаменитых и малоизвестных, академиков и студентов, несомненно, влечёт и ведёт воображенье>. То самое, без хотя бы щепотки которого невозможно создание художественного образа. В этом видится и пушкинский урок, и продолжение тригорской традиции, где тесно взаимодействуют реальный и поэтический планы, и бесконечная даль творческой перспективы.
Ирина Парчевская,
Дарья Плотникова