По многолетней традиции 12 июля, в день святых первоверховных Апостолов Петра и Павла, добрые друзья Пушкинского Заповедника, наши доброхоты из московского лицея № 1535 устраивают для посетителей и сотрудников усадьбы «Петровское» настоящий праздник. Вот и в этом году они не только подвижнически трудятся на благоустройстве усадьбы и парка в Петровском, но и своими силами подготовили спектакль «Птичка Божия», посвятив его трём юбилейным музейным датам: 90-летию Пушкинского Заповедника, 50-летию открытия музея в Тригорском, 35-летию открытия музея в Петровском.
Сценарий спектакля построен на стихах А.С. Пушкина, новеллах из книги С.С. Гейченко «У Лукоморья», отрывках из повестей С. Довлатова «Заповедник» и В. Курбатова «Домовой». Перед зрителями Пушкинский Заповедник предстал и домом «хозяина» - поэта А.С. Пушкина, и домом «хранителя» С.С. Гейченко, а также домом, в котором постоянно есть разные по-своему мировосприятию «гости» - С.Д. Довлатов и … доброхоты – «племя младое, незнакомое».
Желание объединить три эти личности в одном спектакле всех очень заинтриговало... Как же это возможно?!
Как же трудно играть А.С. Пушкина знает наверняка любой профессиональный актёр. Как трудно играть С.С. Гейченко — не знает никто, не было такого опыта! Да и С.Д. Довлатова на театральных подмостках исполнять сложно. Но, как говорится, «смелость города берет», а молодость страха не знает. И ребята-доброхоты из лицея №1535 г. Москвы смело принялись за это трудное, подчас не детское дело.
Конечно же, спектакль «Птичка Божия» можно было поставить только в Заповеднике и только в естественном ландшафте. Ведь именно эти земля, природа, сады и парки, само Святогорье – явились объединяющим моментом жизни и творчества всех троих героев. Место было выбрано красивое — беседка-грот на фоне озера Кучане в парке Петровского.
И вот действие началось! Пушкин! Он получился великолепно. Тот самый многогранный, экспансивный молодой Александр Сергеевич, горячий, задорный, и одновременно добрый и любящий, в творчестве и в праздности. Актер, порою забывая сценический текст, лихо импровизировал, а остальные участники подхватывали. Во второй части спектакля были представлены С.С. Гейченко и его супруга Любовь Джалаловна, а в третьей С.Д. Довлатов и его жена Лена. По типажу все актёры были подобраны очень точно. Несмотря на большую разницу в возрасте исполнителей и их героев, последние были всеми узнаваемы. Костюмы, местный говорок, песнопения гармонично дополняли общую картину.
Лейтмотивом через весь спектакль проходил образ птицы. Известно, что птицы в жизни русского народа играли большую роль. Режиссер спектакля и юные актёры своей игрой старались подчеркнуть скрытое в них духовное начало.
Несмотря на то, что репетиций было мало, всего четыре дня (ребята ведь не переставали трудиться в Заповеднике) — всё получилось и спектакль был познавательным и весёлым.
Сценарий подготовили руководители отряда доброхотов М.В. Русскова и И.Н. Никишина. В музыкальном оформлении использовали фольклорную песню «Синица», творчество певиц Натальи Марковой и Пелагеи, классическую музыку. Художественным оформлением стали фотографии работников заповедника, картины Б.М. Козмина, рисунки Люси Богдановой.