"Целостный талант и человек…" К 135-летию Петра Саввича Уткина
12 июля 2012 года в 17.00 в музее-усадьбе В.Э. Борисова-Мусатова (филиале Радищевского музея на Вольской, 33) откроется выставка "Целостный талант и человек", посвященная 135-летию Петра Саввича Уткина.
Зрителям будет представлено собрание произведений художника из коллекции Радищевского музея, а также работы его предшественников, современников, учеников.
"Это был поэт, всем своим существом воспринимающий и утверждающий прекрасное и здоровое в каждом миге, в каждом движении жизни, органически прогрессивный художник, всегда и всюду у своего рабочего станка и в быту — без раздвоений, целостный талант и человек", – писал о своем современнике Александр Иванович Савинов. Творческое дарование Петра Саввича Уткина отмечено особым лиризмом, одухотворенностью, музыкальностью произведений, звучащих словно в унисон друг с другом и с эпохой Серебряного века русского искусства. Его талант, раскрывшийся в пейзажах, натюрмортах, книжной иллюстрации, отличает удивительная цельность, приверженность определенной художественной традиции и образному строю. Между тем, имя его не столь на слуху у современной публики, как имена многих его предшественников и единомышленников, таких как Виктор Борисов-Мусатов, Павел Кузнецов, Кузьма Петров-Водкин. Не последнюю роль в этом сыграла и драматическая судьба творческого наследия художника: многие из работ погибли, многие распылены по частным коллекциям и краевым музеям.
Замысел выставки "Целостный талант и человек", посвященной 135-летию со дня рождения Петра Саввича Уткина, состоит в том, чтобы многогранно и полно осветить истоки творчества саратовского живописца и время расцвета его таланта, а также продемонстрировать влияние художественного мира Петра Уткина на традиции "саратовской школы" живописи ХХ века. Для воплощения этой идеи в экспозицию было отобрано большинство работ Петра Уткина из коллекции Радищевского музея, произведения его предшественников, современников и учеников. Так, впервые будет представлен зрителям "Портрет А.Е. Уткиной" Льва Радищева.
Петр Саввич Уткин родился 9 октября 1877 года в Тамбове. В 1878 году Уткины переехали в Саратов. В 1892–1893 годах он посещает художественную студию при Саратовском обществе любителей изящных искусств, создает этюды, в большинстве из которых уже явственно слышен лейтмотив его зрелого творчества. В небольших пленэрных работах этого периода ("Осень. Разбойщина", "Затон. Начало Исадов", "Разлив Волги. Зеленый остров"), представленных на выставке, есть и внимание к пограничным состояниям природы, к потухающему дню, и разнообразные вариации оттенков одного тона, и философская созерцательность.
В конце 1890-х годов Уткин и его друг Павел Кузнецов знакомятся с вернувшимся из Парижа Виктором Борисовым-Мусатовым. Образный строй работ В.Э. Борисова-Мусатова, его понимание природы, музыкальность полотен, уход в "прекрасную эпоху" оказались созвучны и лирическому миру Петра Уткина, который шел в своих творческих исканиях, по его выражению, "от реальных явлений через элементы света, цвета, воздуха к содержательному живописному синтезу". Для того чтобы продемонстрировать близость двух мастеров, в экспозицию вошли работы Виктора Борисова-Мусатова начала 1900-х годов.
Уткин продолжил учебу в Московском училище живописи ваяния и зодчества (1897–1907). В 1904 году Петр Уткин – деятельный участник и организатор выставки "Алая роза", прошедшей в Саратове. На ней были представлены произведения В. Борисова-Мусатова, М. Врубеля, П. Кузнецова и других московских и саратовских художников, идейно близких друг другу. Но демонстрация сил нового течения в Саратове осталась непонятой и была встречена местной прессой и критикой в штыки.
Совсем иначе сложилась судьба "Голубой розы" 1907 года. Эта выставка, название которой было и именем художественного движения, стала значительным событием в русском искусстве начала ХХ века. Голуборозовцы стремились к воплощению мечты о гармонии духа, о единстве и совершенной форме. Живопись мастеров "Голубой розы" – П.В. Кузнецова, П.С. Уткина, Н.Н. Сапунова, М.С. Сарьяна, С.Ю. Судейкина, Н.П. Крымова и других – создала особый мир мечтаний, видений и слегка приоткрытых тайн. Определяющими стилевыми чертами объединения стали камерность, богатство цветовой палитры, напряженное внимание к передаче света, орнаментализм и декоративизм мотивов.
Петр Уткин не только воспринял основные постулаты голуборозовства, но и по-своему "прочувствовал" их, оставаясь в русле мусатовской традиции и своей привязанности к пейзажу как жанру. Через природный мотив Уткин приходит к романтическим размышлениям, к музыкальности, ритмичности, и потому, некоторой бесплотности работ. Так, в произведениях 1910-х – "Мимоза", "Дети на фоне окна комнаты", "Натюрморт", – представленных в экспозиции, живость и натурность очень органично соседствуют с условностью и декоративностью изображения.
В 1908–1914 годах Уткин проводил большую часть года в крымском имении Новый Кучук-Кой, лишь на зиму возвращаясь в Саратов. Владельцем имения был действительный статский советник, финансист и меценат Яков Евгеньевич Жуковский. Увлеченный идеями символизма и модерна, Жуковский задумал создать в своей крымской усадьбе целостный ансамбль виллы и парка, ознаменованный единством архитектурной, скульптурной и живописной составляющих. Для воплощения этой идеи в Новый Кучук-Кой были приглашены Павел Кузнецов, Петр Уткин и Александр Матвеев. В этот плодотворный период художник создает не только рисунки и акварели, в которых скрупулезно фиксирует сложение архитектурно-паркового комплекса, но и очень лиричные, музыкальные пейзажи и натюрморты, своеобразную крымскую сюиту. Вполне реальный ансамбль усадьбы, сад, скульптуры А. Матвеева предстают в пейзаже Петра Уткина "Вид имения Новый Кучук-Кой" вне контекста эпохи, они словно оторваны от времени, и превращены в живописный образ. Художник много и внимательно работает с тончайшими оттенками одной гаммы, со светом и полутенями ("Крымский пейзаж. Дождь"). Тревожное звучание картин голуборозовского периода уходит, сменяясь чувством умиротворения и спокойствия.
События революции 1917 года и последовавшая за ними реорганизация всех сторон общественной жизни заставили П.С. Уткина активно заняться координацией и руководством в сфере преподавания и художественной жизни Саратова. Но уже к середине 1920-х на смену организаторской активности приходит увлеченность преподавательской деятельностью. На выставке "Целостный талант и человек…" особое место занимают произведения учеников Петра Уткина – Михаила Александровича Аринина, Бориса Васильевича Миловидова, Евгения Васильевича Егорова, Владимира Ивановича Кашкина, достойных представителей "саратовской школы" ХХ века, впитавших немалую толику уткинского лиризма.
Поэтика работ Уткина 1920-х годов, вошедших в экспозицию, свидетельствует о том, что революционные бури не пошатнули принципов его художественного мировидения. Несомненна музыкальность и эмоциональная содержательность его произведений "Осокорь", "Окрестности Саратова". И зимний пейзаж в картине "Красноармейцы-лыжники", жанровом произведении, отразившем колорит эпохи, также мелодичен и самоценен.
В 1931 году Петр Савич Уткин переехал жить в Ленинград. Там по приглашению от руководства Академии художеств он стал профессором живописного отделения института живописи, скульптуры и архитектуры. Петра Уткина не стало в ночь с 17 на 18 октября 1934 года. Во время блокады Ленинграда погибла большая часть работ художника.
Творчество П.С. Уткина, несомненно, оказало ощутимое влияние на развитие искусства первой половины ХХ века и на тот путь, которым движется "саратовская школа" живописи. Панорамность выставки "Целостный талант и человек", в которую вошли не только произведения саратовского живописца, но и полотна В.Э. Борисова-Мусатова, П.В. Кузнецова, Л.А. Радищева, Ф.В. Белоусова и целой плеяды саратовских художников ХХ века, позволяет осветить все этапы творческого пути П. Уткина, а также проследить воздействие пейзажной лирики живописца на развитие жанра пейзажа в ХХ веке, увидеть восприятие и переосмысление уткинских мотивов в рамках "саратовской школы".
Выставка продолжит свою работу до 7 октября 2012 года
Ирина Похазникова