Подлинные работы Рериха, среди которых много очень значимых для осмысления творчества художника, приехали в Петербург из крупнейших московских музеев - Третьяковской галереи и Музея народов Востока. Петербургский Музей Академии художеств, Библиотека Российской Академии Наук, частные коллекционеры также пополнили выставку уникальными экспонатами. На выставке в Музее Рерихов представлены знаменитые работы Рериха «Заморские гости», «Ярослав Мудрый», «Красные паруса. Поход Владимира на Корсунь», «Отшельник», «Василиса Премудрая», картины архитектурной серии Н. К. Рериха.
Впервые за 115 лет в Петербурге показывается дипломная работа Николая Константиновича – картина «Гонец». Это полотно Рерих представил на выпускном экзамене Академии Художеств в 1897 году, именно за нее он получил звание художника. «Гонец» - первая картина из серии «Славяне», написанная на сюжет древнерусской истории. Картина удостоилась золотой медали, она заинтересовала П.М. Третьякова и он приобрел ее для своей, уже тогда знаменитой галереи. Более того, Третьякова захватила идея всей «Славянской» серии и он просил Николая Константиновича постоянно извещать его о том, как продвигается работа над этими картинами. Сама картина оказалась очень важной для самого художника, его визитной карточкой, рассказывает директор Музея семьи Рерихов Алексей Бондаренко: «Эта работа оставила в жизни Рериха очень большой след. Например, он вспоминает, что Стасов как-то пригласил его съездить с ним и Римским–Корсаковым в имение Толстого со словами: «Пусть Вас произведет в художники сам великий писатель земли русской». Толстой тогда сказал Рериху: «Течение жизни все сносит, пусть Ваш гонец держит руль высоко, тогда доплывет». Этому завету Рерих следовал всю жизнь. Кстати, картина экспонируется в раме, которую сделал к ней сам художник. Также тему выставки иллюстрирует одно из лучших произведений Рериха «Ярослав Мудрый» начала 1940-х из собрания Музея Востока. Мы знаем, какую роль сыграл этот великий русский князь в собирании русских земель. Еще одно полотно, очень значимое в творческом наследии художника – «Заморские гости». Один из двух вариантов, хранящихся в Третьяковке. Именно этот вариант картины принадлежал императору Николаю Второму».
Обращение Н. К. Рериха к начальному этапу истории восточно-славянских народов имело принципиальное значение для становления его творческого направления в искусстве. С первых же художественных произведений Рерих ставит перед собой цель – «иллюстрацию родной истории». К 1897 году у Н. К. Рериха складывается замысел большой стройной серии картин «Начало Руси. Славяне», изображающих в том числе наиболее характерные моменты начала Русского государства. Художник-учёный на основе новых научных открытий, археологических находок, богатой творческой фантазии взялся за решение задач широкого, эпохального показа жизни славян. Образы, созданные Н. К. Рерихом, говорят об историческом сплетении судеб, о взаимодополняемости славянской и скандинавской культур, об отсутствии противоречий в их слиянии. Призвание варягов, по мнению художника, было не навязанной извне экспансией, а тем редким актом взаимопомощи в человеческой истории, который он предлагал акцентировать в противовес историографии войн и конфликтов.
Тему выставки иллюстрируют бесценные архивные документы и археологические находки, найденные самим Рерихом, который занимался археологией и серьезно изучал эту науку. Представлены труды и уникальные археологические находки и других ученых, рассказывает куратор выставки, руководитель выставочного отдела Музея Виктория Шуршина: «Выставка строится так, что стены отданы картинам, а витрины - историкам, археологам, естествоиспытателям. Там развернута научная полемика между учеными, которые в разное время выдвигали разные версии возникновения российской государственности. Но, несмотря на их бесспорную значимость и уникальность, эти материалы лишь дополняют выставку, обрамляют основную концепцию. Выставка не претендует на абсолютную научность, это все же художественная экспозиция. Но все же она заставляют задуматься, может быть, приступить к самостоятельному поиску вопроса – какую же роль сыграли варяги в жизни славян?». Дополняют выставку работы старших современников Н. К. Рериха – художников XIX века, раритетные издания, редкие фотографии.
Выставка будет работать до 11 ноября.