НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Выставка картин Н.К.Рериха и фотовыставка, посвященная Пакту Рериха, в Мурманске

c 19 мая по 1 сентября 2012Москва
Н.К. Рерих. Поморяне. Вечер. 1907 г.
На выставке картин Н.К. Рериха в Мурманском областном художественном Музее
Губернатор Мурманской области М.В. Ковтун на выставке картин Н.К. Рериха
Экскурсия по выставке картин Н.К. Рериха в Мурманском областном художественном Музее
Фотовыставка, посвященная Пакту Рериха, в Мурманском областном художественном Музее
С 19 мая по 2 сентября 2012 г. в Мурманском областном художественном музее проходит выставка картин Н.К.Рериха «Гималаи» и фотовыставка, посвященная Пакту Рериха. Выставка является совместным проектом Комитета по культуре и искусству Мурманской области, Мурманского областного художественного музея, Международного Центра-Музея имени Н.К. Рериха (г. Москва) и Музея истории ОАО «Мурманское морское пароходство».

Русский период творчества художника представлен картиной «Поморяне. Вечер» (1907), получившей признание и ставшей известной еще при жизни Н.К. Рериха. Для этого периода характерно обращение художника к древней истории славянских и финно-угорских племен, формировавших облик северной Руси, особенно близкой Рериху. Восхищенный Николай Гумилев, впервые увидевший картину на выставке русских художников в Париже (1907), писал: «...На фоне северного закатного неба и чернеющих елей застыло сидят <...> коренастые люди в звериных шкурах; широкие носы, торчащие скулы — очевидно, финны, Белоглазая Чудь. Эта картина параллельна другой, бывшей в Salon d, Automne [«Поморяне. Утро» (1906)].Там тоже северный пейзаж, но уже восход солнца, и вместо финнов — славяне. Великая сказка истории, смена двух рас, рассказана Рерихом так же просто и задумчиво, как она совершилась, давно-давно, среди жалобно шелестящих болотных трав». Таким образом, идейно полотно «Поморяне. Вечер» неразрывно связано с картиной «Поморяне. Утро», а вместе оба произведения образуют диптих, который в яркой и красочной форме раскрывает зрителю истоки русского народа, этногенез славянских и финно-угорских племен, имевший место в древности на бескрайних северных просторах. Выдающийся русский ученый М.В. Ломоносов также считал, что в формировании русского народа принимали участие не только славянские, но и финно-угорские племена. Именно эту идею, основанную на глубоком знании истории и культуры родного народа, отразил художник, ученый и археолог Н.К. Рерих в картинах «Поморяне. Вечер» и «Поморяне. Утро». В настоящее время картина «Поморяне. Утро» составляет гордость живописного собрания Горловского художественного музея.

Представленная на выставке серия «Гималаи» отражает маршрут знаменитой Центрально-Азиатской экспедиции, осуществленной под руководством Рерихов в 1924-1928 годах. За эти годы экспедицией были пройдены малодоступные области Центральной Азии и Гималаев. Прямо на маршруте Н.К. Рерих создал более 500 картин. Значительное количество произведений было написано впоследствии по имевшимся наброскам и благодаря прекрасной зрительной памяти в 30-40-е годы прошлого века в Индии, в долине Кулу. Сам Мастер называл их «путеводными темперами» и «панорамой азийских просторов». За серию картин «Гималаи» Рериха стали называть в Индии Мастером гор.

Горы с незапамятных времен притягивали великих искателей Истины. И Рериха горный мир влек неудержимо. Ему довелось побывать на многих вершинах, но особое отношение сложилось именно к Гималаям, к этому «Великому Храму Природы», к «Куполу мира» — так художник называл эти величественные горы. Когда Николая Константиновича спросили: «Что значит ваше тяготение к Гималаям?» — он ответил: «Это тяготение к величию, которое питает дух».

Гималайские этюды Рериха раскрывают перед нами красоту горнего мира. Ограничивая передний план несколькими темными уступами, художник более детально разрабатывает средний и сосредотачивает наше внимание на бесконечных далях, устремляя нас ввысь, к горным вершинам, вершинам духа. Краски, полыхающие на картинах Рериха, богаты удивительными оттенками, они ярки, разнообразны, необычны. «Николай Константинович верил в живую силу краски-тона, и никто так не знал соотношения и гармонию тонов. Он умел передавать свет, как никто еще до него. Это было основано на глубоком знании световой гармонии. Его синтез и упрощение форм были результатом исключительного знания и понимания сущности им передаваемого. Часто я смотрю на его картины, часто любуюсь и поражаюсь великой мощностью его Творчества. Он внес новое понимание, и его искусство — истинно Искусство будущего, ибо он создал новый Мир красок», — писал о творчестве своего отца Святослав Николаевич Рерих.

Произведения из серии «Гималаи» представлены с уточненными названиями и дополнены картинами «Тревога», «Грозное», «К Эвересту», «Китай», озеро «Ям-дцо», монастырь «Сиссу».

Эскиз к картине «Тревога» был создан Н.К. Рерихом в год начала Второй мировой войны. На нем изображен человек, опирающийся руками на край смотрового окна, откуда видны окруженные дымкой горные массивы. Наблюдатель застыл в напряженной позе, вглядываясь в тревожное пространство. Помимо трех вариантов картины «Тревога» (1938, 1939, 1940) Мастер создал другие полотна-предупреждения человечеству и родине о предстоящем тяжелом испытании: «Армагеддон» (1940), «Вестник от Гималаев» (1940), «Ковка меча» (1941) и др. В представленной на выставке картине «Грозное» (1942) художник изобразил тревожную лунную ночь. В этом полотне мастер запечатлел свои волнения за судьбу родины в час тяжкого испытания. Вместе с тем, Н.К. Рерих неизменно верил в будущую победу русского народа над фашизмом. Продавая свои картины, он направлял вырученные средства в фонд помощи Красной армии.

Во многих странах имя Рериха является символом культуры и созидания. Он — инициатор первого международного документа по защите культурных ценностей человечества — Пакта Рериха. По инициативе Николая Константиновича во всем мире были организованы многочисленные культурные центры.

На выставке представлено 50 картин Н.К. Рериха серии «Гималаи» из собрания Международного Центра Рерихов (г. Москва) и картина «Поморяне. Вечер» (1907), предоставленная Музеем истории ОАО «Мурманское морское пароходство». В состав выставки вошли фотографии и видеофильмы, раскрывающие вклад выдающейся семьи Рерихов в российскую и мировую культуру.

www.museum.ru/N46053
Ваше мнение »»

»»Международный центр Рерихов
Адрес:город Москва, 10-я Парковая ул., д. 18
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: другие

важные события  x    ?  

новости от 21.07.2019  x    ?  


Выставка «Прогулки по кавказскому городу: выходной костюм горожан конца XIX – начала XX в.»

Первый Международный фестиваль народного творчества по произведениям М.Ю. Лермонтова "Парус судьбы"

Выставка Творческого объединения “Время молодых XXI” в Пятигорске

День памяти М.Ю. Лермонтова в Тарханах

Ульгер. Куклы семьи Намдаковых

Выставка «Уильям Хогарт: анализ красоты» в музее-заповеднике И.С. Тургенева «Спасское-Лутовиново»

Феликс Петуваш. Полет над тернами

Третий фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Выставка «Око» в Государственном музее Востока

На перекрестке времени и вечности

Реликвия царской семьи на выставке в Свердловском областном краеведческом музее

Выставка Надежды и Владимира Хрустовых в Приморской картинной галерее

Дар Музею-заповеднику И.С. Тургенева «Спасское-Лутовиново»

"Бульдозерные чтения" в рамках выставки "Свободный полет" в Новой Третьяковке

Выставка Алексея Митина в галерее "Мансарда Художников"

Фотовыставка Приокско-Террасного заповедника «Прикоснись к живой природе»

Копии сокровищ гробницы Тутанхамона на выставке в Свердловском областном краеведческом музее

День Приокско-Террасного заповедника в Дарвиновском музее

Многоцветие татарской национальной культуры на выставке в Свердловском областном краеведческом музее

В тени вершин: горные народы Афганистана

"Есть только миг..." - выставка в Музейном центре "Гамаюн"

Фестиваль «Императорской гвардии посвящается…» на площади у Нарвских Триумфальных ворот

Выставка «Живопись. Графика. Иван и Алексей Букакины» в Культурном центре «Дом Озерова»

«Безымени». Выставка работ неизвестного художника из собрания KGallery

Выставка «Я учусь жизнью» в Культурном центре «Дом Озерова»

XIII Красноярская музейная биеннале «Переговорщики»

Выставка «Принцессы Дома Романовых...» в Калининградском историко-художественном музее

Песнь леса и степи: Аламнер и Укек. XIII–XIV вв.

«Мыслящий тростник». Тютчев и Мандельштам. Параллели

Источник вдохновения. Театральный и народный костюм


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2019 Museum.ru