18 мая 2012 года в 16.00 Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева в историческом здании по адресу ул. Радищева, 39 открывает выставку из своих фондов "Рожденная в огне. Искусство эмали". Выставка приурочена к Международному дню музеев.
Выставка "Рожденная в огне. Искусство эмали" продолжает цикл выставок, посвященных представлению коллекции декоративно-прикладного искусства музея. После экспозиций, рассказывавших о фарфоровом производстве и о произведениях, изготовленных из золота, настал черед предметов, выполненных в различных эмальерных техниках. На выставке представлены более 120 экспонатов из собрания музея, созданных в течение XVII-XX веков мастерами Европы (России, Англии, Франции, Германии) и Дальнего Востока (Китая, Японии).
Первые предметы поступили в музейное собрание в составе дара основателя музея А.П. Боголюбова в 1885 году. Затем в 1887 году императором Александром III было дано высочайшее разрешение передать из Эрмитажа экспонаты для пополнения коллекции Радищевского музея, в числе них оказались предметы из собрания князей Голицыных. Изделия из эмалей высоко ценились во все времена, поэтому сразу же становились объектом коллекционирования. Этот интерес и обусловил наличие большого числа данных предметов в частных собраниях губернии, откуда они были переданы в музей в первые послереволюционные годы после реквизиций через отдел Искусств. Последнее большое поступление было в 1928 году из Государственного музейного фонда. После этого собрание музея пополнялось единичными вещами, приобретенными у частных лиц.
Эмаль, представляющую собой сложный стекловидный состав с добавлением окислов разных металлов, окрашивающих ее в различные цвета, наносят на металлическую основу (медь, золото, серебро) и подвергают многократному обжигу при температуре от 600˚ С до 900˚ С. Именно эта полихромная гамма, не подверженная истиранию, не выгорающая и не тускнеющая из-за внешних воздействий, привлекала внимание мастеров. На протяжении многих веков были разработаны разнообразные техники производства эмалевых изделий: выемчатая и ее разновидности – эмаль по литью, рельефу, гравировке, перегородчатая и ее разновидности - эмаль по скани и витражная эмаль, расписная. Эмалевыми красками расписывали не только эмалированные предметы, но и изделия из фарфора и стекла.
Самыми ранними из представленных на выставке экспонатов являются работы русских мастеров XVII века - серебряная чарочка, чернильница и коробочка. Последняя выполнена в Великом Устюге, прославившемся своими финифтяными изделиями, украшенными стилизованным растительным орнаментом с лилиями-кринами. Концом XVIII века датируются работы московских мастеров серебряного дела - икона "Воскресение. Сошествие во ад с Праздниками" и дарохранительница, декорированные эмалевыми дробницами с великолепной тонкой росписью. Меднолитые иконы, кресты, складни, украшенные многоцветной эмалью, были изготовлены в русских литейных мастерских в XVIII-начале ХХ века. Бытовали эти предметы, в основном, в среде старообрядцев, где их глубоко почитали, ибо сделаны они были "не погаными руками", а прошли "очищение огнем".
В Англии расписная эмаль становится популярной с начала XVIII в. Основными мануфактурами по производству эмалированных изделий были Баттерси в Уэст-Мидлендс и Билстон в Лондоне. Изделия (коробочки, игольницы, табакерки, небольшие шкатулки) расписывались цветами или пасторальными сценками. На предметах часто присутствовали девизы на французском языке, что объясняется наличием работавших на мануфактурах французов, бежавших со своей Родины из-за религиозных преследований. На выставке экспонируются две табакерки второй половины XVIII века, на одной из которых можно прочитать следующее нравоучение "La Fortune riant est rarement constante" (Фортуна, смеясь, редко бывает постоянной). Стаффордшир, прославившийся изготовлением эмалевых дамских принадлежностей, представлен на выставке несессером розовой эмали. Галантная cцена c двумя влюбленными на одной из его сторон выполнена по рисунку известного английского художника-миниатюриста Роберта Хэнкока, которому приписывают изобретение деколькомании (переводной печати).
Большое место на выставке занимают предметы, выполненные на Дальнем Востоке – в Китае и Японии в техниках перегородчатой и расписной эмали. Расписная эмаль, изобретенная в Лиможе в XV веке, была ввезена в Китай иезуитами в начале XVIII века. Изделия, выполненные в этой технике, китайцы называли "иностранный фарфор". Для двора такие предметы производились в специальных мастерских Запретного города, для домашнего использования и на экспорт – в частных мастерских Кантона. Поэтому на Западе китайские расписные эмали часто называют кантонскими. Китайские мастера использовали как заимствованные, так и традиционные формы предметов. А с появлением в росписи китайских эмалей гаммы "розового семейства" расцветает традиционный жанр "хуаняо" - "цветы-птицы". Экспонируемую на выставке плоскую тарелку "пань", изготовленную в середине XVIII века, украшает великолепная полихромная роспись - на белом фоне изображены фазан, сидящий на ветке цветущей дикой сливы – мэй, и куст цветущего пиона. В представлении китайца образы цветов, плодов, птиц, деревьев, различных вещей глубоко символичны. Поэтому мастера, расписывавшие эмали, составляли благопожелания, группируя определенные предметы. Общий символический смысл росписи на тарелке носит пожелание богатства (пион), продвижения по службе (фазан) и долгих лет жизни (слива).
Техника перегородчатой эмали попала в Японию из Китая, однако ее развитие пошло по собственному оригинальному пути, благодаря чему японские эмали высоко ценятся знатоками и любителями искусства. На выставке экспонируются две вазы начала ХХ века, сходные по стилистике, сюжетам и технике исполнения изделиям, выполненным в мастерской известного японского мастера клуазоне Намикава Сосуке. В своих работах он стремился имитировать в эмалях живопись на шелке или бумаге. Это стало возможным благодаря усовершенствованию техники перегородчатой эмали. В определенный момент перед окончательным обжигом мастер вынимал из изделия металлические перегородки, что позволяло получить немного размытые цвета. Такую эмаль японцы называли Шиппо Мусен.
Еще одним изобретением японцев было использование металлических перегородок при декорировании керамических изделий (фаянса, фарфора). На выставке можно увидеть чайную пару и чашу с крышкой, выполненные в технике Тотаи Шиппо.
Эмалевыми красками расписывали не только эмалированными изделия, но и фарфор и стекло. На выставке экспонируются китайский фарфор XIX века, изделия Императорского стеклянного завода, выполненные в ближневосточном стиле в 1870-1880-е годы, и немецкое стекло. Один из интереснейших экспонатов – это имперский хумпен – высокая цилиндрическая стопа, декорированная изображением черного двуглавого орла, на распростертых крыльях которого изображены гербы немецких земель, составлявших Священную Римскую Империю. На груди орла помещено Распятие, символизирующее небесного покровителя императора. Такого рода стопы были широко распространены на протяжении XVI-XVII веков.
Ашиткова Алёна Юрьевна