На выставке «Виталий Горяев: Художник и Война», посвященной Победе в Великой Отечественной войне, будут экспонироваться военная графика, иллюстрации к известным послевоенным произведениям, а также акварели военных лет выдающегося мастера русского искусства ХХ века – Виталия Николаевича Горяева.
Для любого молодого советского человека первой половины прошлого века военная тема была, пожалуй, самой близкой. Отечественная история 1930-х полна локальных, но от этого не менее трагичных военных компаний: Хасан и Халхин-Гол, отправка добровольцев в Испанию, присоединение Западных Белоруссии и Украины, Прибалтики; а уже стремительно приближались сначала Финская и, наконец, Великая Отечественная война. Наверное, ни один творческий человек не мог пройти мимо этих событий и их героев. Не удивительно, что самые первые натурные графические серии будущего знаменитого иллюстратора и карикатуриста связаны с военной тематикой. Это репортажные листы с новых, только что присоединённых западных территорий: Западной Украины, Северной Буковины и Бессарабии. Уличные зарисовки, люди, магазины, вывески… Советская пропаганда называла этот процесс «освобождением» и «воссоединением»; польская армия потеряла при этом три с половиной тысячи убитыми и 450 тысяч пленными. Художник не изображает явные физические страдания; но в его лаконичном, немного нервном рисунке чувствуется сильнейшее психологическое напряжение. Тут и рисунки 1930-х гг., и начала 1940-х «Вокзал в Западной Украине», «Новости», «Газеты», «Встречи», «На Смоленщине», «Пленные на дорожных работах», «Портрет молодого офицера», «Почта».
Началась Великая Отечественная война. В 1941-1942 гг. В. Горяев работал в «Окнах ТАСС». Эти знаменитые агитационные плакаты с призывами к защите Родины, снова ставшие очень популярными с началом Великой Отечественной, были наследниками «Окон РОСТА», поднимавших дух войск Красной армии ещё в Гражданскую войну. Потом художник отправился на фронт. В 1942-1945 гг. он был главным художником журнала «Фронтовой юмор».
«Прыгал немец у костра
От полночи до утра,
Ёжился и хмурился,
Лег и окачурился…»
На выставке представлены оригиналы этих ветхих, суровых, и при этом полноцветных и ярких, нефальцованных листов «Фронтового юмора», на которых фельетоны, стихи и проза, присланные в редакцию прямо с передовой, соседствовали с очерками К.Симонова и Ц.Солодаря, стихотворениями Д.Бедного, А.Суркова и М.Матусовского; любая публикация – профессионального литератора или артиллериста-любителя – сопровождалась лирическими рисунками или, напротив, едкими карикатурами В.Горяева, О. Верейского, Кукрыниксов…
Жизнь часто сближала Горяева с талантливыми, неординарными людьми, под стать ему самому, выразителями своего времени, с теми, кто формировал историю и культуру эпохи. Редакции «Фронтового юмора» и «Красноармейской правды», бессменным главным редактором которой во время войны был А.Твардовский (и именно там, как известно, впервые публиковались главы «Василия Теркина», а Орест Верейский, в перерывах между зарисовками на передовой, иллюстрировал знаменитую поэму), располагались в соседних комнатах; все авторы сотрудничали с обоими изданиями. Горяев часто публиковал свои рисунки в «Красноармейской правде». В те годы они крепко сдружились с Твардовским и после войны частенько ходили друг к другу в гости. Ведь совместный ратный труд сплачивает даже крепче, чем творчество.
Всем фронтовым писателям, художникам, фотографам, – всем газетчикам приходилось работать не только в дальнем или ближнем тылу, но и буквально на передовой. Вспоминают, как в октябре 1942-го редакционный поезд стоял на спецстоянке недалеко от станции «Обнинская», – для него провели отдельную ветку в берёзовую рощу, – для того, чтобы быть как можно ближе к читателям «Красноармейской правды» и «Фронтового юмора». Не там ли, при близком контакте с противником, Горяев и заработал свою солдатскую медаль «За отвагу», – самую чтимую среди фронтовиков. А ещё на его орденской планке располагались Орден Красной Звезды, медали «За боевые заслуги» и «За победу над Германией» и другие.
На выставке впервые будут экспонироваться военные работы Виталия Горяева. Также выставляются его карикатуры для журнала «Крокодил», главным художником которого он был в течение многих лет, его знаменитые иллюстрации первых послевоенных лет. После страшных войн люди так хотели радости, счастья, интересовались западной литературой; поэтому, наверное, столь востребованными оказались юмористические повести и рассказы американских классиков О. Генри и Марка Твена, признанным автором иллюстраций к произведениям которых считается Виталий Николаевич Горяев.
В память о Виталии Горяеве в Москве, на Беговой улице, д.7, где он жил и работал установлена мемориальная доска, выполненная народным художником СССР Николаем Никогосяном.
www.sgoryaev.ru, www.new-maneg