Третьяковская галерея продолжает знакомить публику с малоизвестными произведениями из фондов Галереи. Камерная выставка, на которой представлено около 20 скульптур, посвящена идеализированным понятиям советской эпохи 1930–1950-х годов. Более половины этих произведений представлены широкому зрителю впервые. Скульптура наглядно отражает черты официального художественного вкуса сталинской эпохи. Работы И.Г.Фрих-Хара (1893–1978), Г.И.Мотовилова (1884–1963), М.Г.Манизера (1891–1966) дают яркий образ таких советских мифологем, как радость труда и счастье жизни.
Большинство произведений на выставке относится к 1930-м годам и отражает формирование «пантеона» новых героев и классической советской иконографии сталинского периода. «Металлург» Г.И.Мотовилова (1936, бронза) стал «новой классикой» советской скульптуры, закрепив связь современности с героикой классической античности. Эта работа экспонировалась на Всемирной выставке 1937 года в Париже внутри павильона, который был увенчан скульптурой В.И.Мухиной «Рабочий и колхозница». Неслучайно Г.И.Мотовилов спустя некоторое время возглавил скульптурную мастерскую Волго-Донского канала, украшение которого относилось в области идеологической, а не функциональной.
Смысловой центр выставки – панно в технике майолики И.Г.Фрих-Хара ««Жить стало лучше, жить стало веселее» (Праздник в азербайджанском колхозе)» (153х265, 1939). Знаковое произведение эпохи, оно в то же время выпадает из привычных представлений о советской скульптуре времени открытия первых станций метрополитена. И.Г.Фрих-Хара, не получившего специального художественного образования и более близкого примитиву, чем академической традиции, можно условно сравнить с Н.Пиросмани. В панно «Жить стало лучше, жить стало веселее» красочность и декоративизм, свойственные народной культуре, освежают типичный и «номенклатурный» сюжет колхозных праздников. Последний раз скульптура была показана на персональной выставке И.Г.Фрих-Хара более 20 лет назад. В ходе реставрации к выставке специалистами Галереи панно было избавлено от гипсовых наслоений и собрано заново.
Жанру портрета в советском искусстве всегда отводилась значительная роль. Бюсты работы С.Д.Лебедевой показывают истинных героев 1930-х годов – зачинателя массового движения новаторов производства А.Г.Стаханова и знаменитого летчика-испытателя В.П.Чкалова. Скульптура М.Д.Рындзюнской (1877–1946) «Юная стахановка хлопковых полей Мамлакат Нахангова» (1940, гранит, высота 225) – пример иконографического типа «лучшие люди страны». Пристрастие к архаическому искусству Египта и Ассирии не ограничивало М.Д.Рындзюнскую в выборе современных сюжетов. Однако критики вменяли ей в вину условность и стилизацию в трактовке образа.
Выставка дополнена более поздними работами, которые показываются впервые: скульптуры З.В.Баженовой (1905–1987) «Портрет Героя Социалистического труда Лолы Ирбутаевой» (майолика, 1949) и «Джамбул» (майолика, 1949), а также небольшое керамическое произведение известного скульптура И.М.Чайкова (1888–1979) «Пловчиха» (фарфор, 1959).
Выставка отвечает интересу современных зрителей к «советскому классицизму».
Пресс-показ - 10 апреля в 14.00
Крымский Вал, 10, зал № 24