НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Картина Н.К. Рериха «Ойрот — вестник Белого Бурхана»

c 3 по 13 апреля 2012Москва
«Ойрот — вестник Белого Бурхана»
В Библиотеке истории и культуры Санкт-Петербурга (ул.Марата д.72) в рамках лектория Санкт-Петербургского отделения Международного Центра Рерихов (МЦР) состоялась шестая лекция из цикла «Знамена Востока». Тема лекции: «Картина Н.К.Рериха «Ойрот — вестник Белого Бурхана», 1925 г». Лекцию с видео-презентацией представила член Санкт-Петербургского отделения МЦР С.А.Черненко.

Картина Николая Константиновича Рериха «Ойрот - вестник Белого Бурхана» была написана художником в 1925 году в Кашмире во время Центрально-Азиатской экспедиции 1923-1928 гг.

Сюжет картины связан со сказаниями о Белом Бурхане и Ойроте. Легенды говорят о скором приходе Белого Бурхана - правителя, который установит на земле век Мира и Справедливости.

«Бурхан» у монголов-буддистов дословно означает «будда», «бодхисатва», «воплощение святого». «Белый Бурхан, конечно, он же Благословенный Будда», - писал Н.К.Рерих.

На Алтае участники Центрально-Азиатской экспедиции слышали многочисленные легенды об Ойроте – посланнике Белого Бурхана. Ойрот-хан стал одним из божеств алтайской мифологии. В его образе слиты предания о различных правителях.

Хан Ойрот, согласно алтайским сказаниям, последний потомок Чингисхана и последний правитель его империи. Героизмом, мудростью и добротой Ойрот-хан превосходил всех героев. При его правлении не было ни нищеты, ни несправедливости. Согласно мифу Ойрот-хан не умер, но удалился на Восток, и перед уходом предрек, что вернется и возродит свое царство, даст народу счастливую свободную жизнь, а последние слова его к народу были: «Вернусь тогда, когда вам будет жить совсем невыносимо». Он указал и время возвращения: «Знаки усматривайте на Солнце и в очертаниях спин трёх снежных вершин святой горы народа алтайского Катын-баш», т.е. горы Белухи (Алтай).

В основу учения о Белом Бурхане (бурханизма) легла не только легенда об Ойроте, но и достоверные события. В 1904 году по всему Алтаю пронесся слух о том, что Хан-Ойрот вернулся к своему народу. И Чет Челпанов, простой алтаец, явился первым проповедником Ойрота. Он не только всколыхнул дремавшую мечту народа, но и создал новую религию алтайцев, религию поклонения новому, более милостивому и справедливому богу – Белому Бурхану, пророком и вестником которого и был Хан Ойрот.

Вот как писал об этих событиях Николай Константинович в книге «Сердце Азии»: «Глуше и дичее становятся горы от Чугучака к Алтаю. Странно впервые увидеть ойротских наездников — финно-тюркский род, затерянный в алтайских горах. Только недавно эта область, полная прекрасных лесов, гремящих потоков и белоснежных хребтов, получила собственное имя — Ойротия. Страна Благословенного Ойрота, народного героя этого уединённого племени. И ещё чудо случилось в этой стране, где до последнего времени грубые формы шаманизма и колдовства процветали.

В 1904 году молодая ойротская девушка имела видение. Явился ей на белом коне сам Благословенный Ойрот. Сказал ей, что он вестник Белого Бурхана и придёт сам Бурхан скоро. Дал Благословенный девушке-пастушке много указаний, как восстановить в стране праведные обычаи и как встретить Белого Бурхана, который воздвигнет на земле новое счастливое время. Девушка созвала свой род и объявила эти новые указания Благословенного, прося сородичей закопать оружие, разрушить идолов и молиться только милостивому Белому Бурхану. На вершине лесистой горы было установлено подобие алтаря. Там собирался народ, сожигали вереск и пели вновь сложенные священные песни. <…>

Местная администрация смутилась, узнав об этой новой вере, как они называли её. Мирные почитатели Белого Бурхана подверглись жестокому преследованию. Но наставления Благословенного Ойрота не погибли. До сих пор всадник на Белом коне появляется на горах Алтая и растёт вера в Белого Бурхана. <…> Такое случилось среди ойротов в Алтайских горах».

Рихард Рудзитис в своей книге «Космические струны в творчестве Николая Рериха» так описывает картину: «В сине-фиолетовую лунную ночь, у подножия горного ледника, перед белым сияющим всадником склонилась, закрыв лицо руками, юная девушка, ослепленная видением». Трепетно вслушивается девушка в слова Ойрота. Звучит пророчество о великом будущем... «Чуткая девушка сердцем поняла приближение Новой Эры, и эту радостную весть она понесет в долины – своему народу». Под сиреневым светом луны стоит Белуха «белоснежным свидетелем прошлого и поручителем будущего». «Белый Бурхан требует сжечь идолов и обещает плодородие общей земли и пастбищ. И вот общее благо дойдет и до алтайских становищ», «…шаманизм заменился учением про Белого Бурхана и его друга Ойрота. Жертвоприношения отменены и заменились сожжением душистого вереска и стройными напевами. Ждут скорое наступление новой эры».

www.museum.ru/N45564
Ваше мнение »»

»»Международный центр Рерихов
Адрес:город Москва, 10-я Парковая ул., д. 18
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: другие

важные события  x    ?  

новости от 19.07.2019  x    ?  


Феликс Петуваш. Полет над тернами

Выставка «Око» в Государственном музее Востока

Реликвия царской семьи на выставке в Свердловском областном краеведческом музее

"Бульдозерные чтения" в рамках выставки "Свободный полет" в Новой Третьяковке

Конференция «Проблемы реставрации, атрибуции и хранения произведений искусства ХХ века» в Ульяновске

Фотовыставка Приокско-Террасного заповедника «Прикоснись к живой природе»

Копии сокровищ гробницы Тутанхамона на выставке в Свердловском областном краеведческом музее

День Приокско-Террасного заповедника в Дарвиновском музее

Многоцветие татарской национальной культуры на выставке в Свердловском областном краеведческом музее

Выставка "Красный город на Кокшаге"

В тени вершин: горные народы Афганистана

"Есть только миг..." - выставка в Музейном центре "Гамаюн"

Фестиваль «Императорской гвардии посвящается…» на площади у Нарвских Триумфальных ворот

Выставка «Живопись. Графика. Иван и Алексей Букакины» в Культурном центре «Дом Озерова»

Пальмира: слияние культур

XII Всероссийский фестиваль колокольного звона в Елабуге

«Безымени». Выставка работ неизвестного художника из собрания KGallery

Выставка «Я учусь жизнью» в Культурном центре «Дом Озерова»

Выставка «Мой Серпухов» (к 680-летию города)

XIII Красноярская музейная биеннале «Переговорщики»

Выставка «Принцессы Дома Романовых...» в Калининградском историко-художественном музее

Выставка "Дань памяти. Майданек, который увидел весь мир"

Песнь леса и степи: Аламнер и Укек. XIII–XIV вв.

Выставка «Николай Ромадин. Ученик Михаила Нестерова»

«Мыслящий тростник». Тютчев и Мандельштам. Параллели

Выставка о ветеранах рыбной промышленности в Калининградском историко-художественном музее

Выставка «Городские впечатления» в Калининградском историко-художественном музее

Выставка «Мир насекомых» в Саратовском областном музее краеведения

Источник вдохновения. Театральный и народный костюм

Эрмитаж-Лувр. Мечта об Италии. Коллекция маркиза Кампаны


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2019 Museum.ru