Вернисаж выставки состоится 13 апреля в 16:00.
Белое, круглое, долго лежало
Вдруг затрещало,
И неживое, а живым стало.
Выставка посвящена символу Пасхи - крашеному яйцу, символизировавшему пробуждение природы, земли, солнца. В России пасхальные торжества всегда играли роль всенародного праздника. Основу выставки составят предметы из фондов Дарвиновского музея – живопись, графика, открытки, предметы декоративно-прикладного искусства, чучела животных, а также предметы из частных коллекций.
Конечно, в первую очередь, на выставке будет представлено больше сотни пасхальных яиц – яйца, вручную расписанные художниками, яйца, разукрашенные мастерами-умельцами народными способами (так называемые яйца-писанки, яйца-крашенки и яйца-крапанки). Будут среди них и экзотические экземпляры, например, яйцо страуса с изображениями страусов и ажурными прорезями на подставке из клыков бородавочника из фондов Дарвиновского музея. Куриные и страусиные, деревянные и стеклянные, однотонные и разноцветные, с пестрыми узорами и с удивительными пейзажами… Такие разные, эти маленькие символы Пасхи разместились под одной крышей на выставке «Дорого яичко ко Христову дню».
Дополнят выставку картины и графика, иллюстрирующие процесс подготовки и празднования Пасхи как в деревнях, так и в городе, а особенную атмосферу экспозиции придадут предметы быта и обихода русских крестьян – медный самовар, расшитые полотенца, сельская утварь, украшения и костюмы, народные игрушки.
Согласно преданию, первое пасхальное яйцо Мария Магдалина преподнесла римскому императору Тиберию. Когда Мария пришла к Тиберию и объявила о Воскресении Христа, император сказал, что это так же невозможно, как и то, что куриное яйцо будет красным, и после этих слов куриное яйцо, которое он держал, стало красного цвета. Другая легенда гласит: после смерти Христа семь иудеев собрались на пир. Среди блюд были жареная курица и сваренные вкрутую яйца. Во время пира один из собравшихся, вспомнив про казненного, сказал, что Иисус воскреснет на третий день. На это хозяин дома возразил: «Если курица на столе оживет, а яйца станут красными, тогда он воскреснет». И в тот же миг яйца изменили цвет, а курица ожила.
Яйцо, воплощающее в себе идею плодородия, занимало особое место в земледельческой крестьянской обрядности. Освященному яйцу приписывались магические свойства. Считалось, что оно может потушить пожар: его хранили за иконой, а прежде, чем бросить в огонь пожара, трижды обегали с ним дом. С пасхальным яйцом искали пропавшую или заблудившуюся в лесу корову, овцу. Больше всего почитали пасхальное яйцо за помощь в земледельческих работах: крестьяне полагали, что во время пасхального молебна необходимо зарыть такое яйцо в зерна и затем выехать с этим же яйцом и зерном на посев, чтобы обеспечить себе прекрасный урожай.
К Пасхе готовились заранее. Накапливали яйца, и окрашивали их в Чистый четверг и в Великую субботу. Было принято красить много яиц — 200-300 штук, чтобы хватило и на разговенье, и для подарков во время христосования, и для праздничного стола, и для игр на улице.