С 4 апреля по 21 мая 2012 г. во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства будет проходить выставка лаковой миниатюры и жостовских металлических подносов, объединенных одной темой: народный быт и традиции.
Выставка неслучайно названа "Лад. Эстетика народной жизни". Хорошую жизнь всегда пронизывает лад, настрой, ритм, последовательность в разнообразии. И наоборот, плохая жизнь — это разлад, хаос, кавардак, сбой, несуразица. Лад в народной жизни - это стремление к совершенству, целесообразности, простоте и красоте в жизненном укладе.
В своей книге «Лад» русский писатель Василий Белов пишет: «Ритм проявлялся во всем, формируя цикличность. Можно говорить о дневном цикле и о недельном, для отдельного человека и для целой семьи, о летнем или о весеннем цикле, о годовом, наконец, о всей жизни: от зачатья до могильной травы...
Все было взаимосвязано, и ничто не могло жить отдельно или друг без друга, всему предназначалось свое место и время. Ничто не могло существовать вне целого или появиться вне очереди. При этом единство и цельность вовсе не противоречили красоте и многообразию. Красоту нельзя было отделить от пользы, пользу — от красоты. Мастер назывался художником, художник — мастером. Иными словами, красота находилась в растворенном, а не в кристаллическом, как теперь, состоянии».
В лаковой миниатюре наглядно виден этот ритм и лад народной жизни, её поэтика и созидательность. Веками живописцы традиционных промыслов лаковой миниатюры жили в крестьянской среде, были тесно связаны с их бытом и мировоззрением. А само мировоззрение неразрывно соединено с мифом, обрядом и культом.
Широкая картина крестьянского труда, в различные времена года, красота повседневных дел, духовность простого уклада жизни, убедительно и ярко представлены в работах русских миниатюристов. («Пряха» Т.М. Ходова).
В годовом цикле обрядов особое место занимает масленица. Катание на лошадях было любимым делом на масленице. Образ тройки в разных традиционных центрах имеет различное звучание. Если в федоскинских миниатюрах «тройки» - это отражение реальных жизненных ситуаций, то в палехской миниатюре это обобщающий поэтический образ («Тройка» И.И.Голиков).
Интересный семейный обряд связан с встречей весны и прилетом первых птиц. С прилетом грачей в марте пекли из теста птичек и укладывали их в гнезда, ходили в лес, обращаясь с заклинаниями к природе и пернатым. Обряд как бы помогал скорому прилету птиц и приходу дружной весны. Позже этот праздник превратился в радостную детскую коллективную игру. («Сороки» Н.Б. Булдакова, Палех; «Праздник пернатых» С.С. Рогатов, Федоскино).
Со сменой времени года менялся характер занятий и забот на деревне. Но эти занятия чередовались с разными праздниками, обрядами, обычаями, которые не только вносили разнообразие в трудовые будни, но обогащали всю деревенскую жизнь.
На Руси существовало много обычаев, соединявших людей для доброго общения, например, уютные застолья -чаепития. Чай пили во многих трактирах и частных домах. Чаепитие придавало общению печать душевной близости. Художники по-разному освещали этот добрый русский обычай. Чинны чаепития лукутинских-вишняковских-федоскинских мастеров. Палехские художники вносят в этот сюжет песенные мотивы, придавая ему разные оттенки настроений, от лирических до задорных («У самовара я и моя Маша» Г.Н. Кочетов).
В церемонии чаепития особое место занимали подносы. На них ставили самовар, сахарницу и другие предметы. Жостовские подносы украшались жанровыми сюжетами: тройки, охоты, хороводы, чаепития, но главным образом – цветочными композициями, в основе которых были розан и георгины.
В селе Троицком мастерская Ефима Федоровича Цыганова и его сыновей Степана, Никиты и Ивана выпускала интересные подносы с росписью в лубочной манере, которая получила особую похвалу на выставке в Харькове в 1887 году.
Выставка «Лад. Эстетика народной жизни» дает целостное представление о народной традиционной культуре, об укладе жизни, связанной с природой, о гармонии и красоте души народа.