Выставка, представляющая лишь малую часть живописного музейного собрания, подготовлена к 90-летию образования Пушкинского Заповедника. Здесь работы, позволяющие увидеть красоту земли, давшей приют опальному гению и вот уже на протяжении нескольких десятилетий служащей источником творческого вдохновения для самых разных поэтов, писателей, художников. Первым, кто взглянул на михайловского Пушкина со стороны (после него самого) и оценил историческую значимость этих мест, стал поэт Николай Языков (1803 – 1846). Тригорское, где он гостил летом 1826 года и где неоднократно встречался с Пушкиным, под его пламенным пером стало «приютом свободного поэта», а сам поэт явился в облике победителя. К моменту написания стихов действительно закончилась ссылка, и Пушкин, вернувшийся в деревню, чтобы привести в порядок прерванные внезапным отъездом дела, писал П.А. Вяземскому: «Здесь нашёл я стихи Языкова. Ты изумишься, как он развернулся и что из него будет. Если уж завидовать, то вот кому я должен бы завидовать… Он всех нас, стариков, за пояс заткнёт». Как видим, Пушкин в это время вполне осознавал свою творческую зрелость, глядя на Языкова умудрённым взглядом наставника. А мы, обратившись за названием выставки к поэтическому слову младшего пушкинского современника, хотели продемонстрировать изобразительные «последствия» северного изгнания, немеркнущую красоту и вдохновляющую силу воспетой Пушкиным заповедной земли. При этом отбор работ происходил с таким расчётом, чтобы зритель мог хотя бы бегло представить себе главные составляющие Пушкинского Заповедника: Михайловское, Тригорское, Петровское и Святогорский монастырь, где покоится прах поэта. И, конечно, как меняется во времени взгляд художников на самого Александра Сергеевича Пушкина.
Отбор имён, представленных на выставке, продиктован степенью их известности и/или особой близостью к жизни музея, приверженностью пушкинской теме. Также представлены работы совсем недавних, новых друзей Заповедника. Их имена объединяет поэтическое пространство Пушкиногорья, в свою очередь воспетое ими. Немаловажным критерием отбора была задача формирования у зрителя позитивного, привлекательного лирического образа пушкинской земли - земли Поэта, «не побеждённого судьбой!».
Ирина Парчевская