НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Русский учебный рисунок и акварель второй половины XIX – начала XX века

c 26 января по 20 мая 2012Саратовская область
Исторический корпус музея по ул. Радищева, 39
В системе академического художественного образования рисунку всегда отводилась первостепенная роль.

Еще в проекте учреждения Петербургской Академии художеств – главной профессиональной школы для русских живописцев, скульпторов и архитекторов, говорилось, что достижение расцвета искусств невозможно без "твердого и исправного рисования", служащего "началом и основанием сих благородных художеств". Эти принципы, сформулированные в середине XVIII века, оставались неизменными на протяжении всей истории Академии. Бережно поддерживалась и методика преподавания, направленная на развитие у учащихся всех специальностей точности глаза, чувства пропорций, навыков в передаче объема, на владение различными техниками: карандашом, сангиной, тушью и другими материалами.

Обучение рисунку включало следующие основные этапы: рисование простейших элементов орнаментов и геометрических фигур, копирование деталей человеческой головы и фигуры, рисование головы и фигуры целиком со скульптурных образцов и с живой натуры. Большое место отводилось копированию гипсовых слепков. В классах гипсовых голов и гипсовых фигур образцами служили слепки с великих античных статуй – воплощение господствовавших в Академии эстетических идеалов классицизма.

Завершающим этапом занятий рисунком было обучение в натурном классе, где учащиеся ежедневно рисовали "академии" – этюды с обнаженной модели. В учебную задачу входили точное определение пропорций и анатомических особенностей, характера движений, выявление выразительного контура, света и теней. Наиболее сложным было рисование двух натурщиков. Такие постановки, отличавшиеся продуманностью и пластичностью, обычно подразумевали какой-либо сюжет, позволявший использовать их в дальнейших самостоятельных композиционных работах.

Строгие каноны академических штудий не исключали индивидуальной манеры каждого рисовальщика. Сопоставление представленных в экспозиции рисунков Ф.С. Журавлева (учился в Императорской Академии художеств в 1855–1863) и В.Э. Борисова-Мусатова (в 1890–1891 – учащийся Московского Училища живописи, ваяния и зодчества; в 1891–1893 – Академии художеств) наглядно демонстрирует особенности формирующегося графического языка каждого из мастеров, а также усилившуюся к концу XIX века тенденцию к реалистической жизненности и конкретности.

Новой страницей в истории художественного образования в России стало появление учебных заведений, направленных на внедрение профессиональных художников в промышленную сферу. Самым успешным проектом такого рода стало Училище технического рисования барона А.Л. Штиглица в Санкт-Петербурге, готовившее мастеров декоративно-прикладного искусства. В число обязательных учебных дисциплин входили: рисунок карандашом с гипсов и натуры, рисунок пером, отмывка тушью, акварель, рисование орнаментов и живых цветов. Для постановок в классе акварели использовались экспонаты богатейшего собрания музея Училища – рыцарские доспехи, чеканные шлемы, серебряные кубки и чаши, китайские вазы, парчовые и шелковые ткани и другие предметы прикладного искусства. Работы учеников отличались высоким качеством исполнения, мáстерской лепкой форм, тонким колоритом, построенным на звучных и чистых тонах.

Одним из четырех филиалов Училища технического рисования барона А.Л. Штиглица стало Боголюбовское рисовальное училище, открытое в 1897 году в здании Радищевского музея. Так замысел А.П. Боголюбова воплотил весьма актуальную для своего времени идею художественного музея и рисовальной школы как единого культурно-образовательного центра. В год открытия музея (1885) в его коллекцию поступил обширный фонд учебных рисунков воспитанников Петербургской Академии художеств. В течение ряда последующих лет он был дополнен коллекцией экзаменационных работ учеников Центрального Училища технического рисования барона Штиглица. Этот дар был передан Надеждой Михайловной Половцовой – приемной дочерью А.Л. Штиглица, почетной попечительницей петербургского Училища, тонким знатоком искусства.

Все переданные в Саратов ученические работы оказались незаменимым учебным материалом для питомцев "Боголюбовки". Многие их авторы остались безвестными, другие вошли в историю искусства. Сегодня эти работы составляют одну из интересных коллекций графического собрания музея, свидетельствующую об уровне художественного образования в России второй половины XIX века.

Заведующий сектором графики Радищевского музея Боровская М.И

www.museum.ru/N44936
Ваше мнение »»

»»Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева
Адрес:Саратовская область, г. Саратов, ул. Радищева, 39, ул. Первомайская, 75
Проезд:Городским транспортом до ост. "ул. А.Н. Радищева"
Телефоны:(8452) 26-16-06, 26-12-09
сайт:radmuseumart.ru
EMail:,


Смотрите также:
    · афишу: музея, города, региона
    · актуальные: мемориальные, другие

важные события  x    ?  

новости от 01.05.2025  x    ?  


Без права на забвение. К 80-летию Великой Победы

Открытие обновленной экспозиции «Псковский край в годы Великой Отечественной войны»

Иван Павлович Похитонов. К 175-летию со дня рождения

Борис Кустодиев. Живопись. Графика. Театр

„…Блеск кристалла и тонкость граней…“. Русское стекло XVIII – начала ХХ века с резьбой и гравировкой

Выставочный проект «Грани Победы»

Бессмертный полк музея-заповедника «Царское Село»: выставка на Камероновой галерее

Евгений Злобин «Поэтика города. Ленинград 1950 – 1960-х»

Выставка "Был месяц май…" в Музейном центре "Гамаюн"

Исторический театр вещей. Натюрморты Николая Смирнова

Выставка «Время собирать» во Всероссийском музее декоративного искусства

Новый туристический сезон в крепости Орешек. Программа мероприятий к 80-летию Победы

Выставка Бахрушинского музея "Фронтовые дороги театров России" в Бердянске

«Божественный Микеланьоло» и его современники. К 550-летию рождения мастера

Выставка "Валентин Серов" в Музее Сурикова

Волшебство времён. Из коллекции фабрики "Елецкие кружева"

Выставочный проект «Вера – Подвиг – Победа» Российской академии художеств

Путь к Победе. Ленинград

Выставка "Ближе передовой" в Крепости Орешек

«Упакованные грёзы». Мода ар-деко из собрания Эрмитажа и коллекции Назима Мустафаева

Художники-фронтовики о Родине

Выставка «Святой Победоносец» в Музее имени Андрея Рублева

Литературно-этнографический праздник «Конь казаку всего дороже. Вёшенские шермиции»


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2025 Museum.ru