НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Азбука Андриевича. Нестранные вещи

c 27 января по 4 февраля 2012Москва
Дом И.С. Остроухова в Трубниках
27 января в 18.00 состоится открытие выставки

Азбука Андриевича. Нестранные вещи

Выставка представляет тематическую серию цветных графических работ, выполненных в 2007–2010 годах московским художником Николаем Андриевичем (род. 1944) и посвященных 33-м буквам русского алфавита, что в количественном смысле определяет камерный масштаб экспозиции, событийно уместной в стенах Литературного музея.

Но достоинства выставки не ограничиваются только этими пунктами. В свое время кураторами галереи «Г.О.С.Т.» было замечено, что образный мир графики Андриевича удачно передается афоризмом В. Ерофеева: «Обожаю простые удовольствия. Это последнее прибежище сложных натур». Поэтому и в его теперешней «Азбуке» не все так просто и нестранно, как может показаться на первый взгляд. Например, приведенные к стандартному модулю листы размером 40х40 или 50х50 (см) отнюдь не являются готовыми клише для азбуки начальной школы, учебного лото или игровых кубиков. Строго говоря, это даже не азбука в картинках, поскольку соотнесение изображения и буквенного знака здесь часто произвольно и вариативно, оно не буквальное, но ассоциативное. На букву «Э» приводится советская пачка какао «Экстра», которая подошла бы и для «К», валосердин в роли лекарства на «Л» мог бы «выступать» и от лица «В», а пачка сигарет «Друг» (буква «Д») с головой овчарки напоминает и букву «С», и роковую вещественную улику в неизменно популярном фильме 1960-х «Берегись автомобиля». Сложным «антиромантическим» пафосом заряжена чистосердечная «ода» носкам, показанным на фоне голубого акрилового неба, что мысленно «удваивает» графическое звучание «Н». Скорее, это даже не азбука, а целый словарь, который, как известно, есть космос в алфавитном порядке. Хотя в данном случае словарный объем и хронологические координаты «азбучных» предметов не важны (столярный инструмент «шерхебель» бытует с древнейших времен, а «ё-мобиль» явление совсем недавнее), равно как весьма сомнительна и их актуальная «образовательная» функция (стоит ли в свете перманентной борьбы с алкоголем преображать в азбучный формат зеленоватую бутылку спирта «ROYAL» как незабываемый феномен перестроечной России или в условиях нынешнего товарного изобилия воспевать редкого и желанного в советском быту золотистого цыпленка табака да еще и «поданного» на портативной плитке «Мечта»). Очевидно, что для художника первичен не социально конъюнктурный резонанс предметов, а бережный выбор и ностальгическая культура личной памяти, строго подчиненной тонкой мембране прошедшего и текущего времени. Не случайно мы вместе с автором искренне радуемся созерцанию знакомой с детства игрушки «юла» или любимых пирожных «корзиночка» и «картошка». Но в «Азбуке Андриевича» несомненна задача «иносказательная». Хотя, казалось бы, второй смысловой план, малейший намек на метафизическую «странность» здесь не предусмотрен: «Кирпич» так кирпич, «Ящик» так ящик. Да и сама манера исполнения тоже как будто о том свидетельствует. Незатейливая пластика предметов словно имитирует сосредоточенную манеру детского рисования «к завтрашнему уроку», с ее чередованием особого вдохновения, когда охота сочно «послюнявить» цветной карандаш, и моментами внезапной спешки, так что некогда больше «красить». А потому можно превратить колоритные консервные «Банки» в серые графитные куски «теней», а изящный мир «Галантереи» низвести до скудного набора грубоватых пуговиц и мелких пряжек. Но эта простота обманчива, а потому «нестранные» вещи Николая Андриевича непрерывно задают вопросы о том, чего в них больше: импульса личного впечатления или закономерности архетипического знака, непосредственной натурности или метафорической изобретательности, внешней буквальности или символической перспективы. Но в любом случае, на фоне преобладающего сегодня потока безжизненно аморфных или радикально крикливых художественных высказываний «Азбука Андриевича» как нельзя лучше подтверждает давние слова Н. Пунина о том, что «искусству нельзя больше говорить <…> развязным площадным языком, искусству нужен покой, нужно крепкое счастье, – язык простой, благородный, в котором нюансов больше, чем букв».

Елена Грибоносова-Гребнева

www.museum.ru/N44932
Ваше мнение »»

»»Дом И.С. Остроухова в Трубниках
Адрес:город Москва, Трубниковский пер., дом 17, стр.1
Проезд:Ст. м. "Смоленская", "Баррикадная"; тролл. Б, № 10, авт. № 64 до ост. "Дом Шаляпина"
Телефоны:(495) 695-46-18
сайт:goslitmuz.ru/
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: мемориальные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 18.07.2019  x    ?  


"Бульдозерные чтения" в рамках выставки "Свободный полет" в Новой Третьяковке

Фотовыставка Приокско-Террасного заповедника «Прикоснись к живой природе»

День Приокско-Террасного заповедника в Дарвиновском музее

Фестиваль «Императорской гвардии посвящается…» на площади у Нарвских Триумфальных ворот

Выставка «Живопись. Графика. Иван и Алексей Букакины» в Культурном центре «Дом Озерова»

Пальмира: слияние культур

XII Всероссийский фестиваль колокольного звона в Елабуге

«Безымени». Выставка работ неизвестного художника из собрания KGallery

Выставка «Я учусь жизнью» в Культурном центре «Дом Озерова»

Конференция «Изучение творчества М.А. Шолохова на современном этапе: проблемы, концепции, подходы»

Выставка «Мой Серпухов» (к 680-летию города)

XIII Красноярская музейная биеннале «Переговорщики»

Выставка работ участников ХIV Международного арт-симпозиума по современному искусству в Елабуге

II Международный фестиваль «Летние вечера в Елабуге»

Выставка «Принцессы Дома Романовых...» в Калининградском историко-художественном музее

Выставка "Дань памяти. Майданек, который увидел весь мир"

Песнь леса и степи: Аламнер и Укек. XIII–XIV вв.

Выставка «Николай Ромадин. Ученик Михаила Нестерова»

«Мыслящий тростник». Тютчев и Мандельштам. Параллели

Выставка о ветеранах рыбной промышленности в Калининградском историко-художественном музее

Картинки из Зазеркалья. Алиса Белкина. Марина Белкина. Графика

Выставка «Городские впечатления» в Калининградском историко-художественном музее

Выставка «Мир насекомых» в Саратовском областном музее краеведения

Выставка мейсенского фарфора в Тульском музее изобразительных искусств

Источник вдохновения. Театральный и народный костюм

Эрмитаж-Лувр. Мечта об Италии. Коллекция маркиза Кампаны

Выставка «Императорский собор преподобного Исаакия Далматского» в Коломенском

Учитель и ученик. Игумен земли русской Сергий Радонежский и великий иконописец Андрей Рублев

Фотовыставка "Храмы Котласского района" в Котласском музее

“Наряды русских государей XVII – XVIII века”. Театр исторического костюма в Коломенском


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2019 Museum.ru