«Поэзия познания. К 300-летию со дня рождения М.В.Ломоносова»
Вернисаж 18 ноября в 18.00
Ходя за тайнами в искусстве и природе…
К 300-летию со дня рождения М.В.Ломоносова Государственный Литературный музей открывает выставку «Поэзия познания». Это новая попытка понять гений Ломоносова, показать, насколько разнообразным был круг его увлечений. Вся кипучая деятельность ученого и поэта показана на широком историко-культурном фоне.
Что же служило источником вдохновения Ломоносова? Ответ на этот вопрос - в материалах экспозиции. Основу выставки составляют гравюры и книги XVIII века, а также живопись, скульптура, медали, рукописные материалы из фондов Государственного Литературного музея.
Богатейшая книжная коллекция ГЛМ позволяет показать редчайшие издания конца XVII – начала XVIII вв.: поэтические сочинения, научные труды и учебные пособия; журналы, издаваемые Академией Наук и Московским Университетом; программы театрализованных зрелищ. Многие книги богато иллюстрированы. Благодаря этому можно подолгу рассматривать фронтисписы и заставки аллегорического содержания, карты, зарисовки научных наблюдений. Центральное место занимают прижизненные издания Ломоносова.
Крупноформатные листы редких гравюр создают визуальные доминанты экспозиции. Гравюра XVIII века - своеобразное средство массовой информации и пропаганды того времени. Она не только дает представление о событиях, лицах, географических объектах и архитектурных ансамблях, но и передает особенности художественного мышления эпохи. Следовательно, являет собой зрительный эквивалент торжественной оды - с ее пафосом и метафорическим языком.
На экспозиции представлена редкая по составу портретная галерея современников Ломоносова. Это поэты - А.Кантемир, В.К.Тредиаковский, А.П.Сумароков, И.С.Барков. Последний, кстати, прославившийся своими хулиганскими сочинениями, - любимый ученик Ломоносова. Это немецкий ученый-энциклопедист Х.Вольф, чей портрет работы неизвестного гравера второй трети XVIII века представлен впервые. Это вельможи и даже императорские особы.
Привлекают внимание изысканные по мастерству исполнения батальные сцены. Впервые экспонируется гравюра с изображением Полтавской битвы работы неизвестного голландского мастера первой половины XVIII века. Кроме того, поражает многообразие видов российских городов, замечательная крупноформатная карта Белого моря и Соловецкого архипелага. Несомненный интерес посетителей вызовет раскрашенная гравюра середины XVIII века с изображением Петергофского дворца, превращенная неизвестным мастером в прорезную «диковинку» с эффектом иллюминации.
Выставка рассчитана на самый широкий круг посетителей и будет интересна как взрослым, так и самым юным гостям Государственного Литературного музея.