НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Скульптор М.М.Антокольский. 1843-1902

c 11 ноября 2011 по 5 февраля 2012Москва
Христианская мученица. ''Не от мира сего''. 1887-1888. Мрамор.
Мефистофель. После 1883. Мрамор.

Программа «Третьяковская галерея открывает свои запасники» представляет выставку Марка Матвеевича Антокольского (1843–1902) – знаменитого русского скульптора второй половины XIX века. В фондах Галереи хранится значительное собрание работ М.М.Антокольского – 26 произведений, из которых лишь 3 демонстрируются в постоянной экспозиции. Выставка, на которой собрано около 20-ти, как хрестоматийно известных, так и незнакомых широкому зрителю работ, впервые за много лет дает возможность представить творчество мастера в большем объеме.

М.М.Антокольский вывел скульптуру из-под опеки живописи и придал ей самостоятельную ценность в реалистичном и убедительном отражении тем добра и зла, философии и религии, жизни и смерти.

Скульптура как наиболее метафоричный вид в системе пространственных искусств отставала в общем движении к реализму. М.М.Антокольский, благодаря своему стремлению совершить прорыв в реалистическое искусство, по существу, был единственным, кто поддерживал в русском обществе интерес к скульптуре в последней трети XIX века.

Будучи вольнослушателем в Академии художеств в Петербурге в 1862 году, М.М.Антокольский познакомился с И.Н.Крамским, И.Е.Репиным, вокруг которых группировалась студенческая молодежь. Тогда обсуждался самый животрепещущий художественный вопрос современности: как освободиться от пут академизма и создать новое искусство, отвечающее реалистическому мировоззрению эпохи.

В годы учебы М.М.Антокольский обратился к новой для скульптуры тематике – быту городских низов, что привлекло внимание художественных кругов. Жизненностью, непосредственностью отличается жанровая композиция «Мальчик, крадущий яблоки» (1866), созданная в период обучения в Академии художеств.

В 1867 скульптор работал над композицией «Инквизиция» (местонахождение неизвестно), в которой он старался резко порвать с академической традицией построения формы. К этому сюжету М.М.Антокольский возвращался неоднократно – на выставке впервые представлен гипсовый горельеф «Нападение инквизиции на евреев в Испании во время празднования ими Пасхи» (1868–1870-е), в котором скульптор продолжал размышления над темой.

Интерес к русской истории был характерным для культурного общества в то время, и к М.М.Антокольскому широкая известность и слава пришли с созданием статуи «Царь Иоанн Грозный» (1870–1871), за которую он был удостоен звания академика. Император Александр II видел скульптуру еще в глине в мастерской скульптора и приказал выдать денежное пособие для ее завершения. С нее в жизни художника начался новый этап.

1870-е годы – время творческой активности художника, когда были задуманы, а, частично, и осуществлены его самые значительные произведения. Из-за слабого здоровья М.М.Антокольскому было рекомендовано сменить климат, и в 1871 году он переехал в Европу, бывая с тех пор в России лишь наездами. Интерес к нравственно-этическим проблемам направлял творчество М.М.Антокольского на поиск героев, воплощавших общечеловеческие идеалы. Это мученики за веру и убеждения – Спиноза, Сократ, Иоанн Креститель, Иисус Христос. Скульптора волновали их судьба, гуманизм их учений и трагическая невозможность достижения цели.

Экспонировавшаяся на Парижской Всемирной выставке 1878 года скульптура «Христос перед народом» (1876) стала подлинным триумфом М.М.Антокольского. Он был удостоен Большой золотой медали и ордена Почетного легиона. Новая трактовка образа подразумевала восприятие Христа не столько каноническим богочеловеком, сколько высочайшим нравственно-этическим символом.

Работая над созданием идеальных героев, художник всегда помнил, что в жизни положительное сосуществует с отрицательным, добро со злом, красота с безобразным. В статуе «Мефистофель» (1883) критика увидела символический трагический образ самого девятнадцатого века, утратившего веру в добро.

Исполненная по заказу П.М.Третьякова для его галереи статуя «Христианская мученица. «Не от мира сего»» (1887) стала последней среди образов «мучеников за веру».

М.М.Антокольский много работал над портретами, хотя признание и славу скульптору принесли его статуи. В экспозицию включены скульптурные портреты представителей двух богатейших финансовых фамилий России Поляковых (1877–78) и Гинцбургов («Портрет барона М.Г.Гинцбурга. «Последняя весна»», 1878).

Выставка проходит в постоянной экспозиции Галереи, в монографическом зале современника М.М.Антокольского Н.Н.Ге в связи с проведением масштабной выставки живописца в Третьяковской галерее на Крымском Валу. Настоящий показ – редкая возможность продемонстрировать часть собрания скульптуры XIX века, хранящегося в фондах Галереи.

Пресс-показ 10 ноября в 14.00

Лаврушинский переулок, 10, зал 31

www.museum.ru/N44322
Ваше мнение »»

»»Всероссийское музейное объединение "Государственная Третьяковская галерея"
Адрес:город Москва, Лаврушинский пер., 10
Проезд:Ст. м. "Третьяковская", "Новокузнецкая"
Телефоны:+7 (495) 957-07-27
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 11.12.2019  x    ?  


50 добрых дел к 50-летию Иркутского музея декабристов

Выставка «Валаам. Пространство вне времени»

Сальвадор Дали. Магическое искусство. Выставка в Центральном выставочном зале "Манеж", Москва

Сэрэнжаб и Индира Балдано – продолжение традиций

Выставка «Восток есть Восток»

Семинар "Современный архитектор и наследие" в Школе наследия

Проект "Атлас ВМаяковский" в Музее-мастерской Анны Голубкиной

Выставочный проект "Лабиринты анимации" в 5-й башне Измайловского Кремля

Спектакли Мелиховского театра «Чеховская студия». Декабрь

Арт-мастерская для детей в музее "Квартира Г.М. Кржижановского"

Музыкальные встречи. Федор Шаляпин

Выставка «Исаакиевский собор. Три века в сердце Санкт-Петербурга» в Ростове-на-Дону

Брунов. Путешествие в Византию

Выставка скульптуры "Когда дерево станет камнем" в Мастерской Аникушина

Таня Ахметгалиева «В моем доме две двери»

Интерактивная программа «Рождественская звезда» в Мелихове

Выставка "Амур - река традиций"

"Руссо-Балт". Первый. Легендарный

Магия кукол. Из коллекции музея «Собрание»

Выставка «Цветочная симфония павловопосадской шали»

Итоги конкурса «От Красных Ворот до Пятигорска»

Выставка «От серьезного до курьезного» во Всероссийском музее А.С. Пушкина

«Село Степанчиково и его обитатели». Главы из романа

К 95-летию великой балерины. Тотальная инсталляция «Я, Майя Плисецкая» в Галерее на Солянке

Выставка «Кавказский крест» в Военно-историческом музее, г. Орел

Знак в честь 115-летия Суворовского музея изготовлен на Санкт-Петербургском монетном дворе

Этнические контакты и их последствия. Встреча в музее Льва Гумилева

Показ проекта "Туда и обратно" художницы Алины Озеровой

Выставка "Ивановский театр. Сохраненные мгновения"

Интерактивная выставка «Вот так история!» в Фонтанном Доме


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2019 Museum.ru