НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Скульптор М.М.Антокольский. 1843-1902

c 11 ноября 2011 по 5 февраля 2012Москва
Христианская мученица. ''Не от мира сего''. 1887-1888. Мрамор.
Мефистофель. После 1883. Мрамор.

Программа «Третьяковская галерея открывает свои запасники» представляет выставку Марка Матвеевича Антокольского (1843–1902) – знаменитого русского скульптора второй половины XIX века. В фондах Галереи хранится значительное собрание работ М.М.Антокольского – 26 произведений, из которых лишь 3 демонстрируются в постоянной экспозиции. Выставка, на которой собрано около 20-ти, как хрестоматийно известных, так и незнакомых широкому зрителю работ, впервые за много лет дает возможность представить творчество мастера в большем объеме.

М.М.Антокольский вывел скульптуру из-под опеки живописи и придал ей самостоятельную ценность в реалистичном и убедительном отражении тем добра и зла, философии и религии, жизни и смерти.

Скульптура как наиболее метафоричный вид в системе пространственных искусств отставала в общем движении к реализму. М.М.Антокольский, благодаря своему стремлению совершить прорыв в реалистическое искусство, по существу, был единственным, кто поддерживал в русском обществе интерес к скульптуре в последней трети XIX века.

Будучи вольнослушателем в Академии художеств в Петербурге в 1862 году, М.М.Антокольский познакомился с И.Н.Крамским, И.Е.Репиным, вокруг которых группировалась студенческая молодежь. Тогда обсуждался самый животрепещущий художественный вопрос современности: как освободиться от пут академизма и создать новое искусство, отвечающее реалистическому мировоззрению эпохи.

В годы учебы М.М.Антокольский обратился к новой для скульптуры тематике – быту городских низов, что привлекло внимание художественных кругов. Жизненностью, непосредственностью отличается жанровая композиция «Мальчик, крадущий яблоки» (1866), созданная в период обучения в Академии художеств.

В 1867 скульптор работал над композицией «Инквизиция» (местонахождение неизвестно), в которой он старался резко порвать с академической традицией построения формы. К этому сюжету М.М.Антокольский возвращался неоднократно – на выставке впервые представлен гипсовый горельеф «Нападение инквизиции на евреев в Испании во время празднования ими Пасхи» (1868–1870-е), в котором скульптор продолжал размышления над темой.

Интерес к русской истории был характерным для культурного общества в то время, и к М.М.Антокольскому широкая известность и слава пришли с созданием статуи «Царь Иоанн Грозный» (1870–1871), за которую он был удостоен звания академика. Император Александр II видел скульптуру еще в глине в мастерской скульптора и приказал выдать денежное пособие для ее завершения. С нее в жизни художника начался новый этап.

1870-е годы – время творческой активности художника, когда были задуманы, а, частично, и осуществлены его самые значительные произведения. Из-за слабого здоровья М.М.Антокольскому было рекомендовано сменить климат, и в 1871 году он переехал в Европу, бывая с тех пор в России лишь наездами. Интерес к нравственно-этическим проблемам направлял творчество М.М.Антокольского на поиск героев, воплощавших общечеловеческие идеалы. Это мученики за веру и убеждения – Спиноза, Сократ, Иоанн Креститель, Иисус Христос. Скульптора волновали их судьба, гуманизм их учений и трагическая невозможность достижения цели.

Экспонировавшаяся на Парижской Всемирной выставке 1878 года скульптура «Христос перед народом» (1876) стала подлинным триумфом М.М.Антокольского. Он был удостоен Большой золотой медали и ордена Почетного легиона. Новая трактовка образа подразумевала восприятие Христа не столько каноническим богочеловеком, сколько высочайшим нравственно-этическим символом.

Работая над созданием идеальных героев, художник всегда помнил, что в жизни положительное сосуществует с отрицательным, добро со злом, красота с безобразным. В статуе «Мефистофель» (1883) критика увидела символический трагический образ самого девятнадцатого века, утратившего веру в добро.

Исполненная по заказу П.М.Третьякова для его галереи статуя «Христианская мученица. «Не от мира сего»» (1887) стала последней среди образов «мучеников за веру».

М.М.Антокольский много работал над портретами, хотя признание и славу скульптору принесли его статуи. В экспозицию включены скульптурные портреты представителей двух богатейших финансовых фамилий России Поляковых (1877–78) и Гинцбургов («Портрет барона М.Г.Гинцбурга. «Последняя весна»», 1878).

Выставка проходит в постоянной экспозиции Галереи, в монографическом зале современника М.М.Антокольского Н.Н.Ге в связи с проведением масштабной выставки живописца в Третьяковской галерее на Крымском Валу. Настоящий показ – редкая возможность продемонстрировать часть собрания скульптуры XIX века, хранящегося в фондах Галереи.

Пресс-показ 10 ноября в 14.00

Лаврушинский переулок, 10, зал 31

www.museum.ru/N44322
Ваше мнение »»

»»Государственная Третьяковская галерея
Адрес:город Москва, Лаврушинский пер., 10
Проезд:См. здесь
Телефоны:+7 (495) 957-0727
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 02.05.2024  x    ?  


Археологический феномен. Между прошлым и будущим

Выставка «Живые письма. 1941-1945» в Новосибирском краеведческом музее

Проект "Стежки и строчки" в рамках "Искусства жить дома" в Доме Н.В. Гоголя

Туристический сезон 2024 года в крепости Орешек

Выставка «Золото древних степей» в Центре «Эрмитаж-Сибирь»

Вышло в свет издание "Дореволюционный городской костюм в музеях России: библиографический список"

Выставка «Я говорю с тобой из Ленинграда…» в Нижегородском художественном музее

Судьба командора. Камчатские экспедиции Витуса Беринга

Персональная выставка Александра Бабичева "За ленточкой" в Новосибирском художественном музее

Линии, штрихи, маршруты

Выставка Антона Гудкова «Нулевая реакция» в Музее Анны Ахматовой

«По России в свите Наследника…»

Выставка «Уникум из Амурска» в Дальневосточном художественном музее

Проект «Живописный век. Искусство династии Осиповых-Федоровых» в Российской академии художеств

«Мужеству забвенья нет!» - выставка Музея Победы в музее ДНР

"Звукам души повинуясь" - ретроспективная выставка Юрия Ужегова в Артмузе

Выставка "Предчувствие оперы" в Нижегородском Арсенале

«Вернисаж Музея Победы» увидят жители 11 стран

Мир Астафьева глазами художников

Выставка «Стекло» Александра Фокина в Российской академии художеств

"Здесь нет ни одной персональной судьбы, все судьбы в единую слиты". Люди на Великой Отечественной войне

Проект "Пробуждение" Ильгиза Фазулзянова в Музее-заповеднике "Петергоф"

Выставка «Защитники Отечества» в Тульском музее оружия


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru