Более 30 лет назад в культурный обиход вошло понятие «брайнинское небо». Позже – «живая лепнина» и многосложное «город, состоящий из прорывов и преград, отблесков, пыли и запахов». Десятилетиями складывался, менялся и продолжает изменяться особый культурный феномен «Москва художника Брайнина».
Выставка в Новом Манеже, казалось бы, юбилейная – художнику исполняется 60 лет. Но в экспозиции по-преимуществу новые работы. В последние годы вектор внимания автора странным образом переместился из пространства обжитых и уютных дворов и переулков на заборы и завесы вокруг реставрируемых или перестраиваемых зданий и площадей.
Что созидается? Что теряется? Почему ворота, ограждающие стройку, выглядят интереснее и удивительнее «пластиково-отремонтированных» старых фасадов? Почему отражение в луже точнее «формулирует» город, чем прямое описание?
Около ста картин, документальные видеоматериалы, тексты и фотографии не столько отвечают на эти вопросы, сколько подтверждают правомочность и актуальность их постановки.
Художник родился в 1951 году – естественно на выставке будет показано одно из самых известных и программных произведений мастера «Я родился в 1951 году».
Вокруг триптиха развертывается многосоставный исторический сюжет – оказывается в год рождения Брайнина случилось много такого, что в последствии вошло в тексты или контексты его судьбы. В Москве развертывались или завершались стройки всех семи высотных зданий (в том числе, запускалась первая очередь нового здания МГУ на Ленинских горах). Открылась гостиница «Советская» (она стала натурой для целой серии картин художника). В Буреполомском лагере (Горьковская область) произошло одно из первых крупных восстаний заключенных. Ничто еще не предвещало освобождения и реабилитации будущего учителя Брайнина, художника Евгения Додонова. На Венецианских биеннале в предыдущие годы определилась тенденция вручения «Золотых львов» великим модернистам XX века – лауреатами стали Жорж Брак (1948), а затем – Анри Матисс (1950). Следующим в 1952 году станет Рауль Дюфи. В Соединенных Штатах прошла первая большая персональная выставка великого абстрактного экспрессиониста Джексона Поллока. Сталинская премия в области живописи была вручена бригаде Иогансона за картину «Выступление В.И. Ленина на III съезде комсомола», Д.А. Налбандяну - за картину «Великая дружба». Был выпущен первый универсальный электронный компьютер, использовавший данные, записанные на магнитной ленте. Михаил Ботвинник сохранил за собой титул чемпиона мира по шахматам...
Художник родился после Великой войны, в период последнего всплеска большого террора, в начале холодной войны, задолго до оттепели... Но первая волна перемен – локальных и глобальных – уже подступала. Такое же ощущение «переходности» и в современных работах художника: перетекают друг в друга руинированность и строительство, реальность и воспоминание. Ценности «упаковываются» в процессы (движение машин, старение штукатурки, возведение технических конструкций), а перспективу обозначают отражения, блики, странные сгущения воздуха и материи за стенами домов и ограждениями, меняющими конфигурацию улиц, города, жизни.