16 сентября в Музейно-творческом центре «Дом Корбакова» Вологодской областной картинной галереи в рамках Третьего Всероссийского конгресса и выставки экслибриса открылась персональная выставка графики и экслибриса череповецкого художника Евгения Ивановича Мартышева «Линия горизонта», посвященная 60-летию со дня рождения художника. Е.И. Мартышев родился 17 июня 1951 года в Череповце, Вологодской области. Окончил Московское художественно-промышленное училище им. Калинина (1968 – 1972). Член Союза художников Российской Федерации с 1986 года. Участник выставок с 1967 года. Персональные выставки художника постоянно проходят не только на его родине и в других городах России, а, кроме того, за пределами нашей страны. Евгений Мартышев - автор более 100 книжных знаков. Живет и работает в Череповце.
Евгений Мартышев не новичок в искусстве экслибриса. Увлечение книжным знаком пришло с первых шагов самостоятельного творчества молодого художника. И ему было на кого ориентироваться, ведь в Череповце, родном городе графика, искусством экслибриса успешно занимались его старшие коллеги, известные в этом виде искусства авторы: Анатолий Наговицын и Вячеслав Сергеев. Постепенно увлечение переросло в настоящий творческий азарт, тем более что спрос на оригинальный книжный знак в последнее время значительно возрос. Мартышев постоянно участвует в больших и малых выставках экслибриса, как в нашей стране, так и за рубежом. Его респондентами являются не только близкие друзья и коллеги, но и известные в стране люди, с которыми сводит Евгения активная творческая деятельность. Он посвящает памятные книжные знаки значительным событиям в области культуры, участником которых часто является сам.
Книжные знаки Евгения Мартышева – это своеобразные графические композиции скорее станкового характера, наполненные яркой образностью и обогащенные фантазией автора. Тематическая структура экслибриса сама по себе предполагает наличие, как развернутого повествовательного мотива, так и емкого изобразительного символа. Книжный знак может включать в себя элементы практически всех жанров, от пейзажа и натюрморта, до портрета и композиционной бытовой или исторической картины, не говоря уже о богатейшей гамме эмоциональных переживаний. Наверное, именно эти аспекты, а, кроме того, технологическое разнообразие стали той притягательной силой, которая покорила в экслибрисе художника Евгения Мартышева.
Подчеркивая характер или профессиональные занятия владельца знака, художник может с полным правом обращаться к той или иной исторической эпохе, от периода неолита (книжный знак с наскальными рисунками для Ольги Елизаровой) до сюрреализма ХХ века (экслибрис Евгения Гоголицына с портретом Сальвадора Дали). Здесь правомочны как дружеский юмор (экслибрис Кирилла Татаринова), так и серьезность портретного изображения (знак для Анатолия Кашпера). Художник позволяет себе приоткрыть тонкие интимные переживания героев (книжный знак Annet Bormotov) или обратиться к чувствам взволнованным, взывающим к памяти своих современников (экслибрис, посвященный Дмитрию Лихачеву).
Профессионально владея всеми техниками печатной графики, в последние годы Евгений Мартышев успешно работает в шелкографии. Мне думается, что именно эта техника, вернее ее широкие художественные возможности, позволила автору во всей полноте проявить свою профессиональную, творческую индивидуальность графика. В одном случае он использует интенсивную и динамичную штриховку свойственную офорту, для передачи напряженного состояния изображенных людей (знак для Сергея Бобкова). В другом мотиве с элементами растительного орнамента на первый план выносит декоративную изысканность ксилографии (экслибрис Светы Носковой). В третьем, имитирующем детский рисунок, использует лапидарность и открытость линогравюры (знак Яши Мартышева). А экслибрис с изображением женского торса (Viktor Vydkin), как бы окутанного шелкографической сеткой, сам автор трактует как символ этой техники, многообещающей, таинственной и в чем-то непредсказуемой.
Вглядываясь в книжные знаки, выполненные Евгением Мартышевым за последние годы, чувствуешь как много в них творческого порыва, труда художника и, конечно, вдохновения.