Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева продолжает проект "Западноевропейское искусство в собрании Радищевского музея".
В 1919 году, в разгар смуты и лихолетья гражданской войны из разоренной дворянской усадьбы "Лопуховка" Саратовской губернии в Радищевский музей поступила большая мраморная статуя.
Она изображает погруженную в глубокий сон прекрасную девушку с большими лебедиными крыльями за спиной, которые охватывают ее фигуру с двух сторон, подобно створкам морской раковины, защищающим драгоценную морскую жемчужину. Это впечатление усиливает материал статуи — белоснежный итальянский мрамор. Практически неизменно с момента своего поступления в музей работа находится в экспозиции и неизменно привлекает внимание посетителей. Холодная чистая красота изображенной девушки, полностью отрешенная от любых треволнений и переживаний заставляет замедлить шаг и говорить тише даже самых торопливых и шумных посетителей музея.
Автором статуи был известный в XIX веке итальянский скульптор Сальваторе Альбано.
Его мастерская во Флоренции была центром притяжения многочисленных коллекционеров Европы и России, среди которых были представители высшей европейской знати. В скульптурах, создаваемых Альбано, они ценили сочетание аристократичности и естественности, простоты и элегантности, силы и грации.
Близкий друг мастера, итальянский ученый и писатель, граф Анджело Де Губернатис называл Альбано не иначе как гением, и утверждал, что его работы "вызывали зависть у многих скульпторов потому, что человеческое тело в произведениях этого скульптора моделировано всегда с поистине уникальной иллюзорностью, и по этой причине, особенно статуи с изображением женских фигур, так востребованы коллекционерами".
Это высказывание может показаться чрезмерно восторженным, преувеличенным. Но все же не стоит его относить только за счет близкой дружбы Де Губернатиса и Альбано. То что Сальваторе Альбано действительно был талантливым скульптором вполне наглядно подтверждает статуя "Счастливый сон" из собрания Радищевского музея. Большие лебединые крылья, длинная гибкая шея, удлиненные пропорции фигуры вызывает ассоциацию с образом Девушки-Лебедя — одного из самых популярных в искусстве конца XIX века.
С изгибом белых шей влекущих,
В сказаньях северных ночей,
У Рейна старого поющих
Видали женщин-лебедей.
Из этих женщин между нами
Порой является одна,
Бела, как там, над ледниками,
В холодном воздухе луна...
Именно с лебедем сравнивал польскую красавицу Марию Калергис (Калержи) знаменитый французский писатель Теофиль Готье в посвященном ей стихотворении. В 1875–1876 годах Петр Ильич Чайковский работал над балетом "Лебединое озеро". Камиль Сен-Санс в феврале 1886 года написал сюиту для камерного ансамбля "Карнавал животных", в которую входит знаменитая пьеса "Лебедь" (на эту музыку спустя 20 лет хореограф Михаил Фокин поставил для Анны Павловой балетный номер "Умирающий лебедь"). В 1900 году Михаил Александрович Врубель создал знаменитую картину "Царевна-Лебедь".
Сальваторе Альбано сумел не только уловить модные идеи в искусстве и тонко отразить их в своем произведении, но создал свой совершенно особый образ Девушки-Лебедя.
Характер и душевные качества скульптора вызывали не меньшее восхищение современников. "Альбано — Благородное сердце", так называли его близкие друзья. Этот эпитет может быть звучит несколько пафосно. На самом деле он был вполне заслужен и справедлив.
Рассказы современников об этом скульпторе, его жизни, отношениях с другими художниками представляют Сальваторе Альбано как великодушного и щедрого человека. Он происходил из очень небогатой семь и деньги для учебы в Академии изящных искусств в Неаполе собрали его земляки, которые поверили в талант начинающего скульптора. И этого Альбано никогда не забывал и стремился всегда сам помогать молодым художникам. Свои наиболее популярные работы скульптор охотно повторял в репликах, жертвуя полученные деньги нуждающимся студентам.
Достигнув в конце успеха и процветания Сальваторе Альбано задумал создать "Фонд Альбано", для оказания помощи начинающим талантливым скульпторам. Наследники мастера — "ненасытные и жадные", как назвал их биограф скульптора Уго Кампизани, не удовольствовавшиеся оставленной им долей наследства, начали судебный процесс. Он длился долго и завершился только с израсходованием всех средств, изначально предназначавшихся для Фонда. "Так, — с пафосом заключает Кампизани, — потерпела крах главная мечта Альбано и многие молодые скульпторы остались лишенными какой-либо практической финансовой помощи и возможности сформироваться профессионально на ниве столь трудного искусства, каким является скульптура".
В Радищевский музей статуя «Счастливый сон» попала в 1919 году в составе национализированной коллекции Александра Семеновича Юрьевича, владельца саратовской усадьбы "Лопуховка".
Александр Семенович Юрьевич происходил из небогатой, но славной своими традициями дворянской семьи. Его отец — Семен Алексеевич был одним из воспитателей Цесаревича Александра Николаевича, будущего императора Александра II. Сам Александр Семенович служил чиновником для особых поручений при начальнике Главного штаба в Петербурге. Однако, в конце 1872 года, беспокоясь о состоянии здоровья жены и детей, которым был вреден Петербургский климат, вышел в отставку и поселился в своем Саратовском имении. Но перед этим, вместе с женой они предприняли путешествие в Италию, где и приобрели статую "Счастливый сон".
Пережив трагедии и смуту революционных лет эта работа попала в Радищевский музей и мы надеемся, что она будет и дальше радовать наших посетителей.
Щетина Мария Викторовна,
старший научный сотрудник отдела зарубежного искусства Радищевского музея