В июле 2011 года коллекция Радищевского музея
пополнилась двумя великолепными
графическими работами А. П. Боголюбова,
переданными по завещанию А. А. Ляпина (Франция)
Примерно два месяца назад дипломатическая почта доставила в Министерство культуры Российской Федерации несколько посылок из Парижа. Адресатами значились крупнейшие московские и подмосковные музеи: Третьяковская галерея, Театральный музей имени А. А. Бахрушина, Музей-заповедник В. Д. Поленова, из региональных – Саратовский Радищевский музей. Отправитель – госпожа Николь Ляпин, вдова А. А. Ляпина, выполняющая волю своего покойного мужа и передающая в дар российским музеям предназначенные им предметы искусства и архивные материалы.
Александр Александрович Ляпин (1927-2011), внук известного русского художника В. Д. Поленова, родился во Франции, но всю свою жизнь он посвятил сохранению русских культурных ценностей. Не имея больших средств, А. А. Ляпин отыскивал и приобретал в Европе картины и рисунки, книги и документы, предметы быта и еще при жизни передавал их в дар российским музеям.
Радищевский музей, обладающий самой большой монографической коллекцией произведений А. П. Боголюбова, был выбран А. А. Ляпиным не случайно. В последнее десятилетие в Саратове подготовлены и осуществлены серьезные научные и научно-популярные издания, посвященные художнику. Благодаря этому, имя Алексея Петровича Боголюбова, замечательного художника и основателя Радищевского музея получает все большую известность. Его картины, всегда ценившиеся знатоками искусства и коллекционерами, ныне широко публикуются, .успешно продаются на крупнейших аукционах искусства и, даже, подделываются.
Дар А. А. Ляпина, безусловно, можно назвать беспрецедентным, так как последнее пополнение музейной коллекции произведениями известного художника-мариниста состоялись более полувека назад.
Один из графических листов А. П. Боголюбова, подаренный Радищевскому музею, запечатлевает пейзаж Венеции, на другом – вид Константинополя. В огромном творческом наследии Боголюбова венецианские и константинопольские пейзажи занимают значительное место.
Особенности пейзажа и архитектурного облика Венеции еще в молодости произвели на Боголюбова сильное впечатление, о чем он писал в своей автобиографической книге «Записки моряка-художника»: «Красы Венеции так глубоко меня поразили и врезались в мою память, что я много раз ее писал во всех видах в разнообразные времена, да и буду писать до конца моей жизни …».
Художник много раз бывал в Венеции, им создано не менее ста картин и рисунков, изображающих ее романтические живописные виды и хранящихся ныне в российских и зарубежных музеях и частных собраниях. Великолепное знание архитектурных памятников Венеции у Боголюбова всегда сочеталось с достоверным, профессионально точным изображением разнообразных судов и гондол. Во всех его венецианских пейзажах мы видим оживленные, полные движения фигурки гондольеров, людей в лодках и на берегу, буквально ощущаем романтически-взволнованное восприятие автором своеобразного жизненного уклада города на воде.
Особенно много венецианских пейзажей А.П. Боголюбова, свободно и мастерски написанных, относится к началу 1870-х годов. Возможно, именно в это время, сделан рисунок «Вид Венеции» (бумага, акварель 24,5 х 35,5), подаренный А. А. Ляпиным. Изображен один из венецианских каналов с характерной архитектурной постройкой, лодками и фигурками гондольеров. Этот лист буквально наполнен светом и воздухом, в нем много свободного пространства.
Не менее романтичен и небольшой, альбомного формата, лист «Вид Константинополя» (бумага, акварель, тушь перо 12,5х20,5): в спокойной глади воды отражается павильон на берегу моря, рядом - высокие раскидистые деревья, фигурки людей на берегу. Вдалеке – паруса и мачты судов, неясные очертания города на далеких холмах. В Константинополе, городе с тысячелетней историей, Боголюбов также бывал неоднократно и пережил там немало приключений, о которых он с большим чувством юмора рассказывает в своих «Записках моряка-художника».
Подаренным Радищевскому музею пейзажам «Вид Венеции» и «Вид Константинополя», присущи все те черты, отмеченные еще современниками, которые отличают лучшие произведения А.П. Боголюбова: «замечательная сила композиции, прекрасное распределение деталей, великолепный колорит и превосходный рисунок», и, главное, «сильное поэтическое чувство».
Александр Александрович Ляпин, как и Алексей Петрович Боголюбов, настоящий патриот, продолжатель добрых традиций бескорыстного служения русской культуре. И теперь его имя, безусловно, останется в истории Радищевского музея.
Пашкова Л. В., заместитель генерального директора по научной работе Радищевского музея