8 июля 2011 года в стенах Радищевского музея состоялся итоговый реставрационный совет по практике студентов Академии живописи ваяния и зодчества имени И. С. Глазунова (Москва).
Студенческая реставрационная практика и отчет о ней проходят в Саратовском государственном художественном музее имени А.Н. Радищева ежегодно с 2006 года. Последние три года приезжают и соответственно работают будущие реставраторы темперной живописи. Шесть студентов Академии за эту практику отреставрировали более двадцати произведений древнерусской живописи, находящихся в аварийном состоянии.
Первой представленной на суд реставрационного совета была икона "Богоматерь Иверская" 1912 года, исходно представляющая доску, покрытую сетью кракелюра и шелушащийся краски. Для ее восстановления студент Академии Максим Коротков произвел расчистку оборота, подведение грунта, удаление первоначального лака и укрепление красочного слоя. Фактически был заново собран золотой фон и тонировки на одежде Богоматери.
Не менее обширны были утраты на иконе "Николай Чудотворец" (реставрировал Денис Самойленко) и "Рождество Христово" (реставрировали Денис Самойленко и Антон Трофимов). Иконы были сильно деформированы, расходились по стыку досок.
Студентами была произведена дополнительная врезка дерева, в результате чего поверхность живописного произведения обрела цельный вид. Был удален лак, произведено восстановление грунта, красочного слоя после удаления мелких шелушений. В иконе "Рождество Христово" ослабла связь между левкасом и основой. Чтобы вернуть ее, пришлось делать инъекции.
Антоном Трофимовым была представлена еще одна работа – "Богородица Нечаянная Радость". Доска иконы была сделана из сердцевины дерева. С течением времени по ней пошли трещины. Трещины были забиты опилками, доска была выпрямлена, были удалены шелушения и вздутия.
Людмилой Носовой были отреставрированы:
1. Икона "Георгий Победоносец". Работа по ее восстановлению была начата с приведения в порядок оборота, в которую была врезана шпонка, дабы выровнять кипарисовую доску, состоящую из пяти частей сбитых гвоздями. Отверстия от гвоздей были заполнены опилками с клеем, после чего был сделан новый реставрационный грунт и укреплен красочный слой.
2. Икона "Серафим Саровский". Часть доски этой иконы – кипарисовая. Утраты по связи грунта с доской были столь значительны, что пришлось заново подводить грунт, после чего был снят старый лак и восстановлен красочный слой с полной реконструкцией рисунка.
3. Икона Николай Чудотворец, где был полностью восстановлен левкас, укреплен грунт, восстановлены тонировки красок.
Студент Академии Александр Фролов реставрировал иконы "Михаил Архангел" и "Богоматерь Взыскание погибших". В первой иконе им была укреплена доска с помощью врезки, называемой "ласточкиным хвостом", были удалены гвозди, подведен левкас, тонирован лак. Второй повезло еще меньше – на ней были сильные следы свечных ожогов. Кроме того, материалом для иконы было не дерево, а гипс. Следы ожога были удалены, у иконы была укреплена лицевая часть и заново процарапан орнамент.
Шинкаренко Анастасией была восстановлена икона "Богоматерь". В ней были укреплены левкас и красочный слой, тонирован лак. В иконе "Богоматерь Смоленская" снята лаковая пленка и забиты опилками трещина оборота и выпад сучков.
Ряд икон были восстановлены Бородкиным Сергеем Михайловичем, руководителем группы. В ряду отреставрированных им икон особенно интересна икона "Спас Нерукотворный", утраты которой составили более 70 %. Она была отреставрирована, а лицо Спаса фактически написано заново акварелью. Представление этой работы стало было достойным и эффектным завершением реставрационного совета.
Все иконы, которым был возвращен их первоначальный вид – иконы поздние: второй половины XIX-начала XX века. Икона не рассматривалась как произведение искусства. Она была объектом культа и, безусловно, частью уже сложившегося рынка древнерусской живописи. Отсюда – огромность утрат в каждой иконе. Отсюда же – долгий путь к возвращению ей первоначального вида.
У англичан есть пословица: "Хочешь видеть результаты своего труда немедленно, мой посуду". Между тем, посуда скоро снова станет грязной. А вот реставрация… Практика длилась месяц. За этот месяц были восстановлены перечисленные нами иконы из собрания Саратовского государственного художественного музея имени А. Н. Радищева и 28 иконописных работ в Вольском краеведческом музее. Результаты налицо: то, что можно было назвать рассохшимися досками с элементами религиозного сюжета, вновь обрели экспозиционный вид.
Надежда Гришина