14 июля в Художественной галерее Елабужского государственного музея-заповедника состоялось награждение победителей и призёров VII республиканского конкурса детского рисунка «Я рисую как Шишкин». Тема конкурса «Дыхание эпоса» вызвала неподдельный интерес у учащихся художественных школ и студий. В Елабужский музей-заповедник поступило более 340 работ из 16 городов и посёлков Татарстана.
Впервые участие в конкурсе приняли юные художники из Черемшан и Джалиля. Как и в предыдущие годы наибольшее количество детских рисунков представили Набережные Челны (102) и Елабуга (94). Основная часть работ отразила мифологические, сказочные и былинные сюжеты народов, проживающих в Республике Татарстан. В частности, таких былин, как «Илья Муромец и Соловей разбойник», «Добрыня и Змей», «Вольга и Микула». Среди наиболее часто встречающихся персонажей оказались легендарная царица Сююмбике, Шурале, Су Анасы (Мать Воды). Однако некоторые дети отдали предпочтение древнеиранскому, древнеиндийскому и финскому эпосам.
В каждой из трёх возрастных групп жюри конкурса пришлось просмотреть более 100 работ, выбрав из них только три. Ещё один рисунок был удостоен гран-при. Из 10 победителей и призёров шесть авторов оказались воспитанниками Лениногорской детской художественной школы им. М.Х.Хаертдинова. Им были присуждены три первых, два вторых места и гран-при. Ещё два призёра приехали на награждение из Набережных Челнов, остальные двое были из Казани и Елабуги.
Кроме денежных премий (5 тысяч рублей за первое место, 3 тысячи рублей за второе и 2 тысячи рублей за третье) детям были подарены мягкие игрушки – елабужские дятлы. Эти награды они получили из рук профессиональных художников, приехавших в Елабугу на VI Международный симпозиум «Орнамент-фест «Алтын чечек». Ещё одним подарком для победителей и призёров конкурса, а также их педагогов стали четыре мастер-класса, которые дали специально для них участники симпозиума.
Первый провела художница из Омска Виктория Щурова. На примере художественной школы, где она преподаёт, Виктория рассказала о работе факультатива «Печатная графика. Гравюра на картоне», программа которого рассчитана на четырёхлетний курс обучения. По её словам, гравюра на картоне очень близка к линогравюре, но более проста в техническом исполнении, поэтому под силу даже маленьким детям. В то же время ее достоинство заключается в возможности получить сложную гамму оттенков и градаций чёрного цвета, а благодаря мягкости фактуры – особо живописные эффекты, каких почти не дают другие материалы печатной графики.
С помощью компьютерной презентации, показанной на большом экране, Виктория Щурова наглядно продемонстрировала весь процесс создания гравировальной доски, нанесения краски, получения различных фактур. Иллюстрацией к её рассказу были детские гравюры различной степени сложности. За время обучения на факультативе воспитанники омской художественной школы делают в этой печатной технике экслибрисы, автопортреты, сюжетные композиции на тему Рождества и мифов Сибири, изображают пейзажи, занесённых в Красную книгу животных, а также городские здания старинной архитектуры.
Во время второго мастер-класса и дети, и взрослые смогли не только узнать, каким образом изготавливается войлок и различные изделия из него, но и сами попробовали свалять простейшие элементы – шарики для бус. А научила их этому мастер декоративно-прикладного искусства из Омска Елена Комарова.
Для многих народов, особенно кочевых, войлок на протяжении сотен лет был единственным видом текстиля. Из него шили одежду и обувь, на нём спали, им покрывали юрты. Материалом для изготовления войлока служила в основном овечья шерсть. Благодаря чешуйчатому верхнему слою её волокна могли сцепляться между собой под воздействием горячей воды и пара, на чём и был основан способ валяния.
Раньше использовали для войлока натуральную некрашеную шерсть, сейчас сырьё окрашивают в разные цвета. Кроме того, применяются синтетические волокна (акрил). В настоящее время из войлока делается много разных изделий: обувь, головные уборы, шарфы, бижутерия, сумки. В интерьере его применяют для изготовления настольных ламп, ковриков, накидок для мебели, панно.
Самым простым и быстрым способом валяния является метод, основанный на растирании. Это так называемая плоская технология. Для получения войлока небольшие тонкие клочки шерсти вначале равномерно выкладывают слоями. Причём каждый последующий слой наносится в направлении перпендикулярном предыдущему. Затем всё смачивают горячим мыльным раствором и начинают растирать вручную или с помощью скалки. В мыльном растворе волокна разбухают быстрее, чем в обычной воде. Кроме того, поверхность шерсти становится скользкой, что также облегчает и ускоряет работу. При валянии шерсть усаживается примерно на треть. Чем дольше она обрабатывается, тем сильнее усаживается и становится более плотной. Войлок готов, когда от него невозможно отделить волокна.
Очень содержательным и наглядным оказался третий мастер-класс, который провели вятские мастерицы по изготовлению дымковской игрушки Лариса Ушакова и Наталья Чухлова. Причём в то время, как первая вела рассказ, вторая расписывала и наносила сусальное золото на свои необычно красочные, радующие глаз и сердце изделия.
Зародилась знаменитая игрушка несколько сот лет назад в Дымковской слободе города Вятки. И вначале представляла собой обожженные в русской печи глиняные шары-шараши, расписанные неяркими цветными пятнышками.
На четвёртую неделю после Пасхи в Вятке отмечали праздник Свистопляски, во время которого, поминая усопших предков и пробуждая землю от зимней спячки для нового урожая, катали с высокого берега шараши. Именно от них затем пошли свистульки, которые считались вятским оберегом от злых духов. В ярмарочные дни в них свистели все от мала до велика. Вначале они приобрели яйцевидную, а потом всё более усложняющиеся формы. И, наконец, уже не только свистульки, а многообразные фигурки людей, животных, птиц – всего того, что видели вокруг дымковские мастерицы – нашло воплощение в их рукотворных изделиях, породивших знаменитый народный промысел.
Рассказывая об его истории и сегодняшнем дне, Лариса Ушакова, которая занимается созданием дымковской игрушки уже 30 лет, не скрывала любви к главному делу своей жизни. Это сквозило в её интонациях и ласкательно-уменьшительных словах: игрушечка, барынька, козлик, лошадка, уточка…
Бережно сохраняя традиционные мотивы росписей, мастера дымковской игрушки никогда не были ограничены в создании образов и сюжетных композиций. Память о наиболее интересных из них передаётся из поколения в поколение. Например, о целой свадебной процессии, плывущей на лодках вместе с сундуками приданного. Или о композиции под названием «И на Марсе будут яблони цвести», где на фоне цветущей яблони автор поместила мужчину и женщину, одетых в скафандры.
В заключение Лариса Ушакова рассказала, в какой последовательности лепится дымковская игрушка и продемонстрировала приёмы создания различных оборок, которые, в частности, украшают наряды сельских и городских барынек. И нужно было видеть, как глина, словно матерчатая тесьма, податливо и быстро принимала в её руках любую форму.
Не меньшей виртуозности в своей работе достигла и мастер Римма Якупова из Оренбурга, которая вяжет из козьего пуха тончайшие ажурные паутинки, легко проходящие через снятое с мизинца кольцо. Проводя мастер-класс, она показала, какой отборный пух идёт на паутинки, как он затем прядётся и соединяется, а после этого скручивается с основой – вискозной нитью. Продемонстрировала Римма Якупова и удивительную скорость вязания, которая достигает у неё более 400 петель в течение трёх минут.
Словом, победители и призёры конкурса «Я рисую как Шишкин» уезжали из Елабуги, увозя с собой не только премии и подарки, но и новые яркие впечатления, полученные во время четырёх очень разных по тематике и технике исполнения мастер-классов.
Людмила Пахомова, журналист ЕГМЗ