Кузьминки – «родовое гнездо» князей Голицыных. Несколько поколений представителей этой знаменитой семьи родились и выросли в усадьбе и поэтому именно теме домашнего образования детей посвящена выставка «Воспитание и образование в усадьбе в XIX-нач. ХХ вв.».
Во все времена жизнь в усадьбе имела как свои несомненные преимущества, так и типичные проблемы. Одна из главных касалась воспитания и образования, в особенности начального, то есть самого важного для человека, которое, собственно, и закладывает основу будущей личности. Решалась она с помощью домашнего обучения. Как это происходило на протяжении XIX в. ярко показано в живописи и графике. Данные предметы сохранили для нас драгоценные изображения среды, в которых проходила жизнь детей минувших поколений.
В русской литературе XIX в. – множество самых разных образов гувернеров и воспитателей, домашних учителей и наставников. Домашнее образование, безусловно, отличавшееся большей свободной, чем школьное, все же было регламентировано своими правилами и законами и что становились домашними учителями только специально обученные люди. Между тем, успехи этого института несомненны: ведь именно ему обязаны своими первыми шагами в области словесности, точных наук и изящных искусств, а подчас и просто здравым, европейским взглядом на вещи практически все образованные русских люди, жившие в эпоху усадеб.
Авторы выставки сознательно отказались от хронологического подхода в изложении материала. В основу концепции выставки положена идея личностного мира ребенка XIX в., в котором соединились общие традиции воспитания и образования с индивидуальностью.
Домашнее воспитание в чем-то было консервативнее школы, ибо оно многое унаследовало от патриархального уклада жизни. Здесь все зависело от воспитателя, который мог или сделаться другом ребенка, растущего вне круга сверстников, или стать неумолимым цензором его внутренней жизни.
Задача выставки – познакомить с историей воспитания и образования личности русского дворянина XIX - нач.ХХ вв. путем воссоздания специфической атмосферы эмоционального проникновения в прошлое русской дворянской усадьбы через мир личности ребенка, показать место ребенка в семье и в общественной жизни, связь детских судеб с историческими реалиями эпохи на конкретном историческом материале из собрания музейных собраний.
Адрес Музея: ул. Старые Кузьминки, д. 3