Из глубины веков смотрят на нас миллионы глаз. И что они видят? Ползет по земле какая-то одноцветная серая масса… И вдруг – как выстрел! – яркое красочное пятно: Это я вышел на улицу! /Сергей Калмыков/
Сергей Калмыков (1891-1967 гг.) - художник планетарного масштаба, талантливый ученик Мстислава Добужинского и Кузьмы Петрова-Водкина. Он был современником Марка Шагала и Василия Кандинского, но сумел сохранить свой стиль, свое видение, свою манеру письма. Не без иронии называл себя «последним авангардистом первого призыва». Ведь он и в самом деле оказался чуть ли не единственным представителем блестящей культуры Серебряного века, чудом дожившим аж до хрущевской «оттепели». Были ли причиной тому некоторые очевидные странности этого человека или художника спасла добровольная и весьма своевременная ссылка в далекий Казахстан – не известно. Как бы то ни было, Калмыкову суждено было прожить долгую и плодотворную творческую жизнь, оставив потомкам множество таинственных картин и не менее загадочных рисунков.
Вот каким его увидел и запечатлел в своем романе «Факультет ненужных вещей» Юрий Домбровский: «Солнце заходило. Художник спешил. На нем был огненный берет, синие штаны с лампасами и зеленая мантилья с бантами. На боку висел бубен, расшитый дымом и пламенем. Так он одевался не для себя и не для людей, а для космоса, Марса и Меркурия, ибо это был «гений 1 ранга Земли и всей Вселенной» — декоратор и исполнитель театра оперы и балета имени Абая — Сергей Иванович Калмыков, как он себя именовал». Также писатель отмечал: «День и ночь он писал, и все не для современников, а для будущих поколений, двадцать первый век ему был уже ни к чему, он работал для двадцать второго. Для этих отдаленнейших потомков и были написаны его грандиозные циклы, сотни листов и холстов… ».
Художника волновало будущее и прошлое, Космос и атом, мир и война... Работая в различных жанрах изобразительного искусства, предпочтение он отдавал экспрессивным графическим композициям и многофигурной живописи, в которой под знаменитым «мозаичным небом» реалистические детали гармонично соседствовали с фантастическим, ирреальным фоном.
Увлеченный идеями космизма, в своих работах Калмыков часто обращался к темам космоса, инопланетного разума. Созданные им в прошлом веке картины поразительным образом похожи на фотографии далеких галактик, сделанные современным космическим телескопом «Хаббл». Сходство поражает: то же расположение деталей рисунка, та же цветовая гамма. Как это могло случиться? Объяснений нет.
Сергей Калмыков никогда не продавал свои работы, только иногда дарил приятным ему людям. Бытовая нищета шла за ним по пятам, он знал, что такое недоедание, голод. Год за годом молоко и хлеб составляли его рацион. Вместо мебели использовал перевязанные бечевкой пачки старых газет. Веря в свое предназначение, Калмыков писал: «Не надо пугаться гениев. Это милые люди. Я это знаю по себе. Я сам гений. У меня вовсе нет мании величия. Я очень скромен и беден. Обыватели представляют себе гения, наверное, так. Это величайшие оклады. Популярность. Растущая слава. Каждый имеет рукописи, деньги. Каждый холит состояние. Мы же, скромные профессиональные гении, знаем: гений — это изорванные брюки. Это худые носки. Это изношенное пальто…»
В своих заметках Сергей Калмыков оставил интересную фразу: «Есть мастера не от мира сего. Но это случай – особый. Русский. Мистический». Что имел в виду художник, когда писал эти строки? Ясно одно, что историкам, исследователям его творчества, да и обычным людям, желающим прикоснуться к произведениям гения, еще не раз предстоит изучить его наследие, чтобы понять тот глубокий смысл, который пытался донести до нас этот странный, но всегда стремящийся познать истину «гражданин Вселенной».
На выставке в Калининградском историко-художественном музее впервые представлено более 40 работ Сергея Калмыкова, а также живописные, графические и скульптурные произведения его современников. Познакомиться с богатейшим художественным наследием Серебряного века калининградцы и гости города смогут до 2 июня 2011 года.