Пресс-показ 11 мая в 12.00
Выставка открыта с 10 мая по 3 июля
Крымский Вал, 10, залы № 21–22
Третьяковская галерея представляет выставку Варвары Дмитриевны Бубновой (1886–1983) – живописца, литографа, исследователя и педагога. Русская художница, cформировавшаяся в среде русского авангарда, стала лучшим литографом Японии середины ХХ века.
Художественные поиски В.Д.Бубновой были во многом определены ее необычной судьбой. Рожденная в Петербурге, В.Д.Бубнова получила классическое художественное образование, в 1914 году окончила Петербургскую Академию художеств по классу пейзажа. Еще учась в Академии, она вошла в круг художников-новаторов – петербургский «Союз молодежи», участвовала в выставках вместе с Д.Бурлюком, Н.Гончаровой, М.Ларионовым, К.Малевичем. Ей принадлежит перевод с французского знаменитого «Манифеста футуристов».
Важную роль в жизни В.Д.Бубновой сыграл ее муж, художник и теоретик искусства, Вальдемар Матвейс (В.И.Матвей, 1878–1914). Вместе они изучали примитивную деревянную скульптуру северных народов в Этнографическом музее в Петербурге, вместе поехали в Европу (1913), чтобы познакомиться с коллекциями лучших этнографических собраний, проявили большой интерес к увиденным в Британском музее миниатюрам коптских рукописей, африканской традиционной деревянной скульптуре.
В.Д.Бубнова изучала древнерусскую культуру, работая научным сотрудником-палеографом отдела рукописей и книг старой печати Исторического музея (1917–1922). Одной из первых в России она увлеклась русской иконой и миниатюрой, оценив выразительность их художественного языка. В эти же годы В.Д.Бубнова трудилась и в знаменитом Институте художественной культуры (ИНХУК), выставляла свои живописные портреты и линогравюры.
Судьба В.Д.Бубновой резко изменилась в 1922 году, когда она, сопровождая мать, направлявшуюся к младшей дочери, скрипачке А.Д.Бубновой-Оно, уехала в Японию. Предполагая задержаться на год-два, художница была вынуждена остаться там на 36 лет.
Активная и деятельная по натуре, прибыв в Японию в июне, уже в сентябре художница показала свои работы, созданные в Токио, на выставке художников-авангардистов. Оказавшись в стране с многовековой традицией печатной гравюры, В.Д.Бубнова занялась ее изучением в Токийском художественно-прикладном училище. Попробовав разные техники печати, она выбрала для себя литографию. В те годы в Японии литографии отводилось место сугубо прикладной техники. В.Д.Бубнова увидела в этом виде печати большие, не использованные местными мастерами художественные возможности.
Первоначально В.Д.Бубнова работала с цветной литографией, вслед за любимым с юности А.Матиссом отдавая дань насыщенным красочным плоскостям. Но к середине 1930-х годов она сосредоточилась на черно-белой гравюре. Отчасти это объяснялось желанием отказаться от часто выгоравших литографских красок, но, главным образом – увлечением классической японской живописью тушью суйбоку-га. В своих монохромных литографиях В.Д.Бубнова достигла такого мастерства, что была признана лучшим литографом страны и добилась признания в Японии этого вида гравюры как уникальной творческой техники. Как художники, так и критики отмечали высокий профессионализм ее работ, а также отсутствие подражательности и стилизации под восточную экзотику, абсолютную органичность произведений мастера. Именно в Японии сложился авторский почерк В.Д.Бубновой, определились формы и характер ее искусства.
В 1958 году В.Д.Бубнова вернулась в СССР, поселилась у своей сестры в Сухуми, продолжала много работать. Из-за отсутствия возможности печатать литографии, стала использовать акварель, пастель, другие рисовальные техники. В ее произведения вновь вошел цвет. Листы этого периода отличаются особым внутренним напряжением («Портрет А.О.», 1967, бумага, акварель, ГМИИ; «Сухуми. Вечер», 1965, бумага, акварель, гуашь; «Белый цветок в голубой вазе», 1960-е, бумага, гуашь, пастель, белила, перо, чернила, процарапывание, ГТГ). На самом склоне лет, в 1979 году, В.Д.Бубнова вернулась в Ленинград.
Настоящая выставка – второй показ работ художницы в Третьяковской галерее. Впервые ее творчество было представлено здесь камерной экспозицией после передачи в дар музею в 1999 году листов В.Д.Бубновой одним из ее друзей, А.Г.Кучеряевым.
Экспонируется около 70 произведений из собрания Третьяковской галереи, ГМИИ им. А.С.Пушкина и частных коллекций. В основном это работы второй половины 1940-х – 1970-х годов. Ранних произведений художницы почти не осталось – они сгорели вместе с мастерской и домом В.Д.Бубновой во время бомбежки Токио в 1945 году. Трагедия пережитого отразились в литографиях тех лет, выполненных в экспрессивной манере. Редкие довоенные листы были сохранены в семьях японских друзей художницы. Тем более уникальны представленная на выставке литография «Слушают скрипку» (1927, ГТГ) и акварель «Человек, который страдает животом» (1922 (1923?), частное собрание). На выставке художница предстает как острый и проницательный портретист («Девочка», 1958; «Портрет Чио Сасаки», 1958, обе – литография, ГМИИ), тонкий пейзажист и мастер натюрморта («Фары в лесу», 1957, ГТГ; «Белые цветы на сером фоне», 1942, обе – литография, ГМИИ), наблюдательный жанрист, запечатлевший повседневную жизнь японцев («В вагоне III класса», 1949, ГМИИ; «Из леса», 1953, обе – литография, ГТГ).
Зритель увидит многообразие возможностей черно-белой литографии – от тонкого линеарного рисунка, несколькими штрихами передающего глубину пространства («Фантастика гор», диптих, без даты, ГТГ), до живописных эффектов в переходе тонов от глубокого черного пятна к едва видимой дымке – того, что мастера «суйбоку-га» достигали неравномерными нажимами кисти («Будда на кладбище», 1953, ГМИИ; «Дождь», 1957, ГМИИ). Представлены листы, выполненные и в других графических техниках – цветная литография, акварель, пастель, гуашь, тушь. Работы В.Д.Бубновой отличает энергичная манера письма, по мнению японских критиков, не свойственная женщине.
Живя в Японии, В.Д.Бубнова занималась не только изобразительным искусством. Она была проводником и пропагандистом русской культуры: преподавала русский язык и литературу (ее ученики выполнили лучшие переводы А.С.Пушкина на японский), писала статьи о русском искусстве для японских энциклопедий и художественных изданий, иллюстрировала классиков – А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого, а также публиковавшиеся в этой стране детские книги русских и советских писателей. Часть этих изданий, наряду с рабочими альбомами и блокнотами В.Д.Бубновой, можно увидеть в витринах экспозиции.