В Центральном выставочном зале областной картинной галереи 29 апреля открылась первая в Вологде персональная выставка живописи и графики известного череповецкого художника Николая Федоровича Федосова, посвященная его 70-летию. Для любителей искусства это имя хорошо известно по областным художественным выставкам, начиная еще с 1972 года.
Творческий путь Николая Федосова начался не сразу, вначале будущий художник получил строительную специальность, отслужил в армии и по комсомольской путевке оказался в Череповце. Здесь и проявилось в нем желание творить, он начал самостоятельно ходить на этюды, а затем открыл для себя изостудию Сергея Пескова при городском краеведческом музее. Позже отучился в Ярославском художественном училище. После училища сложилось братство молодых череповецких художников, где друзьями Федосова стали Николай Викулов, Юрий Карцев, Валентин Шагинов. С Николаем Викуловым они даже делили первую творческую мастерскую. Свой путь в искусстве Федосов начинал подобно многим художникам Северной Магнитки с графических серий на индустриальные темы. Это были многофигурные сложносочиненные композиции в технике карандашного рисунка. Они имели успех. Но его тянуло к цвету и естественным пейзажным мотивам: сказывалось детство на Брянщине среди красивой, волнующей природы. Через увлечение монотипией и акварелью он постепенно перешел к живописи.
В определении своего пути в области пейзажной живописи Федосову помогли собственные зрительные переживания. Художнику до сих пор памятны две незабываемые картины. Первая относится к раннему, еще дошкольному детству. Однажды отец нашел в лесу дупло с пчелиным роем и позвал маленького Колю с сестрой посмотреть. «Удивительное было вечернее освещение – цвета леса невероятные, диковинные, сказочные. Часто снится это состояние в природе, а я без этюдника» - вот как рассказывает художник. «Второй случай относится к более позднему времени: весна в Брянске, на горизонте воздух колышется, все становится цветно-цветным». Так ранние впечатления определили выбор живописцем особого состояния в природе, времени суток, отмеченных главенствующей ролью освещения – утреннего либо вечернего, главное, придающего мотиву романтический, возвышенный строй. «Люблю нереальный момент в самой природе, вечер особенно. Задача передать переломный момент в природе, который недолго длится», - делится со мной художник (картины «Уходящий день», «В вечерних лучах», «Гаснет день»). Второе свойство, отличающее Н. Федосова, заключается в фактурной плотности самой живописной массы картин художника, словно имеющей вес. В этом отражается основательность крестьянской натуры Николая Федоровича, гордящегося своим деревенским происхождением, любящего этот простой, истинный мир. Покинув отчий край в ранней юности, он сумел обрести его на Вологодчине, в деревне Федотово Белозерского района, куда приезжает уже многие годы и создает там этюды и законченные полона. Как заботливый сын, он перевез сюда своих родителей. А в 2005 году написал портрет матери «О годах минувших» - серьезное глубокое произведение.
В дни своего семидесятилетнего юбилея Николай Федорович Федосов совершенно не ощущает своего возраста, он работает буквально взахлеб, восторженно, радуясь своим открытиям как молодой. В 2010 году он побывал на трех пленэрах: в Великом Устюге, на Онежском озере и в Заполярье. Выполненный там этюдный материал – основа для новых живописных полотен. Все это верный признак того, что вскоре мы станем свидетелями новых творческих достижений активно работающего череповецкого мастера.